1. Общие сведения о классе: состав класса, актив, уровень успеваемости, история формирования коллектива, стабильность, смена классных руководителей, дисциплинированность, связи класса с другими коллективами и т.д.
2. Организационная структура класса как коллектива:характеристика межличностных отношений внутри коллектива учащихся класса, характеристика выборного актива класса (если он есть) и содержание его деятельности (инициативность, авторитетность, требовательность к себе, правильность распределения функций). Неофициальный актив класса и его взаимоотношения с официальным.
3. Классный коллектив как объект педагогических воздействий.
а) единство педагогических требований учителей к классу и их эффективность, выраженная в различных результатах деятельности класса: учебных успехах, общественной активности, в организации (дисциплинированности) класса, в состоянии соревнования среди учащихся, в наличии социально-ценного общественного мнения, широте и социальной значимости внеучебных интересов и склонностей класса;
б) роль педагогических воздействий классного руководителя в общей организации жизнедеятельности классного коллектива;
в) роль классного актива в общих успехах класса.
4. Классный коллектив как субъект деятельности (по усвоению требований учителей):
а) общий уровень развития учащихся, их интересы, кругозор, анализ доминирующих интересов класса, отрицательные и положительные проявления в учебной работе;
б) основные мотивы учебной деятельности класса, характеристика мотивов и интересов в других видах деятельности (трудовой, спортивной, технической и т.п.);
в) борьба класса за высокую успеваемость и дисциплину;
г) общественная жизнь класса:
· интересы класса к событиям, литературе, искусству, спорту и т.п. и формы проявления этих интересов (беседы, посещение театра, кино, диспуты и т.д.);
· общественно полезная работа в классе (конкретные виды, формы и результаты);
· участие класса в общественной жизни;
д) отношение коллектива к учителям, классному руководителю, администрации, авторитет учителей, оптимальный стиль педагогического руководства для данного класса и осуществление индивидуального подхода к ученикам;
е) традиции классного коллектива.
5. Психологическое единство класса как коллектива. Показатели групповой сплоченности класса, эмоционального единства и их анализ.
На основе данных, полученных при изучении класса, студенты формулируют основные положительные и отрицательные стороны в деятельности коллектива; рекомендации по реорганизации, которые представляют классному руководителю; определяют воспитательные цели и составляют план воспитательной работы с классом.