Темы часов духовности

Для 5 - 9 классов

Класс

  тема содержание Рекомендованные источники примечание
сентябрь Почему нельзя ябедничать, драться и обзываться Решение проблемы агрессивного поведения детей с точки зрения православной культуры. Детская агрессия. Что такое агрессия, ее причины и последствия. Виды детской агрессии. Разные пути решения проблемы. Христианское понимание агрессии и отношение к ней. Как вести себя в сложных ситуациях, как не поддаться на провокацию, как предотвратить агрессивное поведение учащихся. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». С татья «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» Изучение данной темы продолжается в 6 и 8 классах, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
октябрь Почему А.В. Суворов всегда побеждал Воинские победы А. В. Суворова. Кинбурнская битва. Что сформировало выдающуюся личность знаменитого полководца. Что лежит в основе его непревзойдённой «Науки побеждать»? Главное оружие русского воинства. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Почему А.В. Суворов всегда побеждал». Данная тема рассматривается только в 5 классе. Материал статьи рекомендовано использовать в полном объеме
ноябрь Почему нужно развивать свой талант Таланты нашего класса. Как распознать свой талант. Что такое талант. Притча о талантах. Труд и вдохновение. Нравственная сторона творчества. Благодарность за творческие успехи. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Почему нужно развивать свой талант» Изучение данной темы продолжается в 7 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
декабрь Что такое чудо и бывает ли оно Где встречаются чудеса? Как их научится видеть. Главное чудо жизни. Верят ли в чудеса космонавты? Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Что такое чудо и бывает ли оно» Данная тема рассматривается только в 5 классе. Материал статьи можно использовать полностью
январь Для чего нужны храмы Что строили первым делом в Росии в старину. Устройство храма. Ради чего собираются в храмах христиане. О главном церковном таинстве. Возможно ли служит литургию когда храм разрушен. Назначение антиминса. Святые мученики. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Для чего нужны храмы» Изучение данной темы продолжается в 8 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
февраль Почему нельзя говорить скверные слова Что такое сквернословие. Об одном из важных отличий человека от животного. В каких словах настоящая сила и почему грязные слова разрушительны для человека, семьи, общества, народа. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». С татья «Почему нельзя говорить скверные слова» Изучение данной темы продолжается в 6 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
март Как нужно относиться к наказанию Что есть наказание – зло или проявление любви. Наказание от слова «наказ». Беседа о наказании с психологом и православным священнослужителем. Высказывания святых отцов о наказании. Значение наказания для воспитания человека и правильное отношение к нему. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». С татья «Как нужно относиться к наказанию» Изучение данной темы продолжается в 6 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
апрель Почему нельзя обижаться и всё ли можно простить Обида – опасная болезнь души, заполоняющая сердце злобой, гневом. Все ли обиды можно простить? Простить, значит, освободиться от греховных помыслов, исцелиться от душевных травм, нанесённых обидой. Чтение рассказа Бориса Ганаго «Небесный гость» и размышление по его содержанию. Этимология слова «простить». Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». С татья «Обида и прощение» Изучение данной темы продолжается в 7 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
май Почему нужно добросовестно трудиться В чем смысл труда и ради чего трудится человек. Почему нужно любить труд. Главные добродетели. Традиции русского купечества. Нужно ли делится богатством. Кто такие меценаты. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». С татья «Почему нужно добросовестно трудиться» Изучение данной темы продолжается в 9 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи

Класс

  тема содержание Рекомендованные источники примечание
сентябрь Сила слова Почему нецензурные слова в русском языке именуется сквернословием. Об одном из важных отличий человека от животного. Чем опасно сквернословие на войне. В каких словах настоящая сила и почему грязные слова разрушительны для человека, семьи, общества, народа. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему нельзя говорить скверные слова» Рекомендуется вспомнить разговор, состоявшийся в 5 классе, и продолжить его на основе материалов статьи
октябрь Как не попасться в расставленные сети Все ли может быть полезно для человека Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести свою индивидуальность. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как не попасться в расставленные сети» Изучение данной темы продолжается в каждом классе (6–9), рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
ноябрь Есть ли тайны у Церковных Таинств Что такое Таинства. Какая тайна выше разума и приоткроется только сердцу человека. Об истинных ценностях, которые вечны и останутся с человеком навсегда. Сколько всего Таинств и их виды. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Есть ли тайны у Церковных Таинств» Изучение данной темы продолжается в 9 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
декабрь О радости мнимой и настоящей. Стремление человека к радости. Природа радости, ее основание и причины. Злорадство. Православное понимание радости. Рассказ А.П. Чехова «Радость». Житие преп. Серафима Саровского. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Тысяча поводов для радости» Изучение данной темы продолжается в 8 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи. Час духовности по данной теме желательно проводить священнослужителю либо учителю вместе со священнослужителем.
январь «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» Детская агрессия. Что такое агрессия, ее причины и последствия. Виды детской агрессии. Как относятся к детской агрессии психологи, родители, православные священники. Разные пути решения проблемы. Христианское понимание агрессии и отношение к ней. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» Изучение данной темы продолжается в 8 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
февраль Какими бывают подвиги и трудно ли их совершать Благодаря каким людям существует наше государство и сумело выстоять в невероятно сложные моменты своей истории. Какая сила движет людьми при совершении геройских поступков? Что такое подвиг и когда он возможен? Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Какими бывают подвиги и трудно ли их совершать» Данная тема рассматривается только в 6 классе, рекомендуется использовать материал статьи полностью
март Почему нужно любить природу Вопрос происхождения мира. Современная экологическая обстановка. Чем каждый ребенок может помочь Земле. Православное отношение к природе. Как относились к природе православные святые и почему. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Почему нужно любить природу» Данная тема рассматривается только в 6 классе, рекомендуется использовать материал статьи полностью
апрель Почему мы так стремимся к красоте Селфимания - угроза психическому здоровью подростка, граничащая с риском для жизни. Неуемное стремление соответствовать стандартам моды. Притча «Вечная красота». Красота внешняя и внутренняя. Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка». Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Почему мы так стремимся к красоте. О красоте и не только» Изучение данной темы продолжается в 8 и 9 классах, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи. Тема важна для проведения родительского собрания
май Как нужно относиться к наказанию Что есть наказание – зло или проявление любви. Наказание от слова «наказ». Беседа о наказании с психологом и православным священнослужителем. Высказывания святых отцов православной церкви о наказании. Значение наказания для воспитания человека и правильное отношение к нему. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как нужно относиться к наказанию» Рекомендуется вспомнить разговор, состоявшийся в 5 классе, и продолжить его на основе материалов статьи

Класс

  тема содержание Рекомендованные источники примечание
сентябрь Святые Кубанской земли Историческая ситуация в начале XX века. Новомученики Российские – кто они? Священномученики Кубани: Иоанн Пригоровский, Александр Флегинский, Михаил Лекторский, Андрей Ковалёв, Григорий Троицкий, Иоанн Яковлев, Григорий Конокотин, Михаил Лисицын. Храмы Краснодарского края в честь новомучеников Кубани Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Святые Кубанской земли, или Почему нужно помнить новомучеников» Изучение данной темы продолжается в 7 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
октябрь Почему нужно помогать людям «Сам погибай, а товарища выручай». Что такое помощь и какой она бывает. Легко ли помогать людям? Пример бескорыстной помощи (рассказ Бориса Ганаго «Прозрение»). «Носите бремена друг друга». Помощь или «медвежья услуга»? «Делай добро и бросай его в воду». Православное понимание помощи. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему нужно помогать людям» Изучение данной темы продолжается в 9 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
ноябрь Сказка и жизнь Духовный смысл известных сказок Г.Х. Андресена. Христианские добродетели и пороки в сказках Андерсена. Парадоксальность сказки «Девочка со спичками». Сказки К. С. Льюиса «Хроники Нарнии» как ключ к пониманию Евангельских истин. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Сказка и жизнь». Сказки Г.Х. Андерсена «без купюр» в переводе А и П. Ганзен. К. С. Льюис «Хроники Нарнии». Данная тема изучается только в 7 классе. Материал статьи рекомендуется использовать в полном объеме. Час духовности по данной теме желательно проводить учителю вместе со священнослужителем.
декабрь Талант и творчество Таланты нашего класса: что изменилось за 2 года? Как распознать свой талант. Что такое талант. Притча о талантах. Труд и вдохновение. Нравственная сторона творчества. Благодарность за творческие успехи. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». С татья «Почему нужно развивать свой талант» Перед продолжением изучения темы рекомендовано вспомнить, о чем шла речь в 5 классе.
январь Обида и прощение Почему обида всегда приводит к зарождению греховных мыслей. Простить обиду – сила или слабость? Чтение притчи из Евангелия о прощение долгов и рассуждение над ее толкованием. Таинство покаяния приводит к очищению души человека. Интернет-сети и мессенджеры – опасные средства безликого общения, приводящие к непониманию, обидам. Просмотр и обсуждение программы «От обиды до беды» телеканала «Радость моя» Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Обида и прощение» Перед продолжением изучения темы рекомендовано вспомнить, о чем шла речь в 5 классе.
февраль Что такое долг, и кому мы должны Понятие долга. Кто и кому должен. Эгоизм или ответственность? Долг или выгода? Почему общество имеет право спрашивать с отдельного человека. Долг и счастье. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Что такое долг и кому мы должны» Изучение данной темы будет продолжено в 8 и 9 классах, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
март «Все мне позволительно, но не все полезно» Все ли полезно для человека? Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Последствия и статистика. Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести индивидуальность. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Как не попасться в расставленные сети» Данная тема рассматривается ежегодно. Рекомендовано творчески подходить к использованию материала статьи
апрель Чем опасна вкусная еда. Страсть чревоугодия Культ чревоугодия в современном мире. Образы в русской литературе. Как побеждать страсть. О пользе молитвы и поста. Календарь постов русской Православной Церкви и современная медицина. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Чем опасна вкусная еда» Данная тема изучается только в 7 классе. Рекомендовано полностью использовать материалы статьи
май Справедливость - искусство неравенства Понятие «справедливость». Христианское осмысление справедливости. Справедливость и любовь. Справедливость – воздаяние по заслугам или милосердие? Притча Паисия Святогорца о справедливости. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Есть ли в мире справедливость?» Данная тема изучается только в 7 классе. Час духовности по данной теме желательно проводить вместе со священнослужителем. Тема важна для родительского собрания

Класс

  тема содержание Рекомендованные источники примечание
сентябрь Святые Кубанской земли Историческая ситуация в начале XX века. Священномученик Кубани Григорий Никольский. Марие-Магдалинский женский монастырь (ст. Роговская Тимашевского района Краснодарского края) Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Святые Кубанской земли, или Почему нужно помнить новомучеников» Перед продолжением изучения темы следует вспомнить изученное в 7 классе.
октябрь «Блажени миротворцы» Детская агрессия. Что такое агрессия, ее причины и последствия. Виды детской агрессии. Как относятся к детской агрессии психологи, родители, православные священники. Разные пути решения проблемы. Христианское понимание агрессии и отношение к ней. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» Рекомендуется вспомнить беседу, состоявшуюся в 5 и 6 классах
ноябрь Почему несвятой полководец похоронен в соборе святом. М.И. Кутузов Военный путь М. И. Кутузова. Какая главная услуга для России была оказана М. И. Кутузовым перед войной 1812 года. На чьей стороне Бог? Тяжелое решение о оставлении Москвы. Чего не дождался Наполеон? Кого благодарил за победу Кутузов. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». С татья «Почему несвятой полководец похоронен в соборе святом. М.И. Кутузов» Данная тема изучается только в 8 классе. Материал статьи рекомендовано использовать полностью
декабрь Можно ли жить без надежды? Вера и надежда. Ценность жизни. Светское понимание надежды. Что есть надежда для православного человека. Роль надежды в жизни человека. На кого следует надеяться. Исповедь, покаяние.  Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Можно ли жить без надежды» Данная тема изучается в 8 и 9 классах, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
январь Для чего люди ходят в храмы Что строили первым делом в России в старину. Устройство храма. Ради чего собираются в храмах христиане. О главном церковном таинстве. Возможно ли служит литургию когда храм разрушен. Назначение антиминса. Святые мученики. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Для чего нужны храмы» Перед продолжением изучения темы рекомендовано вспомнить, о чем шла речь в 5 классе.
февраль Тысяча поводов для радости Православие – религия радости. Радость встречи со Христом. Стремление человека к радости. В чем люди находят радость и почему она недолговечна? Духовная радость – внешнее проявление любви. Рождество Христово. Пасхальная радость. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Тысяча поводов для радости».Рассказсвящ. Димитрия Шишкина«Радость». Фильмы 1 канала«Пасха». «Рождество». Данная тема рассматривалась в 6 классе. Рекомендовано вспомнить содержание беседы. Для более глубокого осмысления темы рекомендуется просмотр и обсуждение фильмов «Пасха», «Рождество».
март Долг и ответственность Понятие долга. Кто и кому должен. Эгоизм или ответственность? Долг или выгода? Почему общество имеет право спрашивать с отдельного человека. Долг и счастье. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья«Что такое долг и кому мы должны» Данная тема рассматривается в 7-9 классах. Рекомендовано вспоминать изученное по данной теме в предыдущих классах.
апрель О красоте и не только 1. Селфимания - угроза психическому здоровью подростка. Стремление соответствовать стандартам моды. Чтение и анализ рассказа А. Вайль «Хочу быт красивее всех!». Чтение рассказа С.Е. Шамаевой «От Моны Лизы к просто Лизе». Красота внешняя и внутренняя. Телесная красота бессмысленна без красоты душевной. Пост – время усиленной работы над собой. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Почему мы так стремимся к красоте (о красоте и не только)» Рекомендуется чтение рассказа С.Е. Шамаевой «От Моны Лизы к просто Лизе». Данная тема изучается в 8 и 9 классах. Рекомендовано творчески подойти к данному материалу. Час духовности по данной теме желательно проводить учителю вместе со священнослужителем.
май Реальные проблемы виртуальной жизни Все ли полезно для человека? Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Последствия и статистика. Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести индивидуальность. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как не попасться в расставленные сети» Данная тема изучается ежегодно с 6 по 9 классы. Рекомендовано творчески подойти к данному материалу

Класс

  тема содержание Рекомендованные источники примечание
сентябрь В поисках истинной красоты Анализ рассказа Б. Ганаго «Коварные слова». Коварство. Опасность греховных наслаждений. О природе внутренней красоты. Красота тождественна добру и истине. Пост – время усиленной работы над собой.  Анализ стихотворения И. Самариной «Некрасивых людей не бывает». Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему мы так стремимся к красоте (о красоте и не только)» Перед продолжением изучения темы следует вспомнить изученное в      8 классе. Час духовности по данной теме желательно проводить учителю вместе со священнослужителем.
октябрь Тайны истинные и ложные Что такое Таинства. Какая тайна выше разума и приоткроется только сердцу человека. Об истинных ценностях, которые вечны и останутся с человеком навсегда. Сколько всего Таинств и их виды. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Есть ли тайны у церковных таинств» Рекомендуется повторить материал, изученный в        6 классе
ноябрь «Спешите делать добрые дела» «Сам погибай, а товарища выручай». Что такое помощь и какой она бывает. Легко ли помогать людям? «Носите бремена друг друга». Помощь или «медвежья услуга»? «Делай добро и бросай его в воду». Православное понимание помощи. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему нужно помогать людям» Рекомендуется повторить материал, изученный в       7 классе.
декабрь «Надежда – мой компас земной» Любовь и надежда. Ценность жизни. Светское понимание надежды. Что есть надежда для православного человека. Роль надежды в жизни человека. На кого следует надеяться. Исповедь, покаяние, духовный труд.  Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Можно ли жить без надежды» Рекомендуется повторить материал, изученный в       8 классе.
январь Что угрожает хорошему воспитанию Проблемы современного мира: раннее приобщение к зависимостям, вседозволенность, мнимая свобода – угрозы хорошему воспитанию. Истинная и ложная свобода. Несовместимость понятия свобода и грех. Чтение и рассуждение над содержанием рассказа Бориса Ганаго «Над оврагом». Притча из Евангелия о «Пшенице и плевелах» - описание верного пути противостояния угрозам современного мира. Таинства покаяния и причащения позволят держать сердце и душу в чистоте, избежать соблазнов. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Угрозы воспитанию» Тема изучается в 9 классе, материал статьи рекомендовано использовать в полном объеме
февраль Счастье и долг Понятие долга. Кто и кому должен. Эгоизм или ответственность? Долг или выгода? Почему общество имеет право спрашивать с отдельного человека. Когда человек перестает быть человеком?   Что делает человека счастливым? Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Что такое долг, и кому мы должны» Рекомендуется повторить материал, изученный в       8 классе.
март Подвиг веры и любви. Святитель Лука Духовный подвиг святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Жажда служения. Врач и священник. Почему святитель Лука выбирал самые трудный путь? Почему  не боялся отстаивать свои убеждения, веру, правду? Чудеса Святого. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья«Подвиг веры и любви. Святитель Лука» Данная тема изучается только в 9 классе. Рекомендовано использовать материал статьи в полном объеме
апрель «Бог труды любит» В чем смысл труда и ради чего трудится человек. Почему ничего не дается даром? Труд и творчество.  Почему нужно любить труд. Главные добродетели. Традиции русского купечества. Нужно ли делится богатством. Кто такие меценаты. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Почему нужно добросовестно трудиться» Рекомендуется повторить материал, изученный в       предыдущих классах.
май «Яко посреде хожду сетей многих» Все ли может быть полезно для человека? Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Последствия и статистика. Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести свою индивидуальность. Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как не попасться в расставленные сети» Данная тема изучается ежегодно с 6 по 9 классы. Рекомендовано творчески подойти к данному материалу

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: