Примерные темы докладов

Конкурентное право России

 

М.А. Егорова,

 

Д.А. Петров

 

Введение

 

Конкурентное право как наука и учебная дисциплина представляет значительный теоретический и практический интерес, имея в своем активе ряд достаточно сложных, не решенных в доктрине и правоприменительной практике проблем и пробелов в правовом регулировании. Именно поэтому изучение КП предполагает необходимость выявления коллизий в правовом регулировании, широком использовании материалов судебной практики при обосновании высказываемых правовых позиций, поскольку зачастую устанавливаемые антимонопольным зак-вом запреты имеют общий характер, а допустимые пределы поведения ХС могут быть установлены лишь путем системного толкования как нормативных правовых актов, так и обычаев.

Отсюда вытекает необходимость использования в ходе преподавания учебной дисциплины "Конкурентное право" специализированного учебно-методического издания - практикума, содержащего задачи, ситуационные задания, задания к деловым играм и иные задания, направленные на формирование практических умений и навыков у обучаемых.

Целями учебных занятий по учебной дисциплине "Конкурентное право" являются: совершенствование профессионального уровня подготовки юристов в сфере защиты конкуренции; углубленное изучение антимонопольного законодательства, практики его применения, научных взглядов; усвоение обучающимися основ правового регулирования конкурентных отношений, изучение основных концепций и институтов КП; усвоение особенностей антимонопольного регулирования применительно к финансовым и кредитным организациям.

Студенты должны получить целостное представление о становлении, развитии, современном состоянии, правотворческих и правоприменительных проблемах КП; знать теоретические и практические проблемы КП; обладать навыками аналитической работы; уметь толковать и применять антимонопольное законодательство, составлять письменные документы юридического содержания; уметь применять изучаемые в рамках учебной дисциплины нормы к конкретным ситуациям (на примере судебных споров), приводить аргументы в процессе принятия решений (в том числе с учетом возможных последствий), анализировать нестандартные практические ситуации и вырабатывать различные варианты решений. По результатам обучения студент должен:

- знать: состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в сфере антимонопольного регулирования; цели, задачи и направления реформирования антимонопольного регулирования общественных отношений на современном этапе; закономерности развития административной практики антимонопольных органов и судебной практики и их значение в механизме (системе) современного правового регулирования; состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в сфере антимонопольного регулирования; отраслевое антимонопольное законодательство и механизмы функционирования межотраслевых институтов; методологию получения юридических знаний;

- уметь: применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий; решать сложные задачи правоприменительной практики; аргументировать принятые решения, в том числе с учетом возможных последствий; предвидеть последствия принятых им решений; анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений; квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; проводить экспертизу правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; объяснить действие норм права их адресатам;

- обладать навыками: составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов; устных выступлений по правовым вопросам, в том числе в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом; составления экспертных заключений; консультирования субъектов по правовым вопросам.

 

Тема 1. Конкуренция и конкурентные отношения

 

Содержание темы

 

Понятие конкуренции. Организационные и правовые основы защиты конкуренции. Субъективные и объективные черты конкуренции. Понятие товара для целей антимонопольного регулирования Понятие товарного рынка, его структура. Спрос и предложение. Основы анализа и оценки состояния конкурентной среды на ТР-ке. Виды конкуренции (совершенная, монополистическая, олигополистическая).

Понятие КП и проблемы его формализации (предмет регулирования, метод регулирования, место в системе права).

Формирование антимонопольного законодательства. Состав антимонопольного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции. Комплексность антимонопольного законодательства.

 

Тезисы по теме

 

Понятие конкуренции сформулировано законодателем в п. 7 ст. 4 Закона о конкуренции следующим образом: "Конкуренция - соперничество ХС, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем ТР-ке".

Как и всякая деятельность, конкуренция должна осуществляться в соответствии с устанавливаемыми зак-вом правилами, отступление от которых приводит к негативному воздействию на конкуренцию и в силу этого пресекается уполномоченными на то публичными органами. Поэтому конкуренция должна осуществляться способами, не противоречащими зак-ву и в силу этого квалифицируемыми в качестве допустимых (законных). Использование незаконных способов, нарушающих установленные зак-вом правила, является недопустимым.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определяются Законом о конкуренции путем закрепления, с одной стороны, мер по поддержке конкуренции, а с другой - мер предупреждения и пресечения как монополистической деятельности и НДК, так и недопущения, ограничения, устранения конкуренции ФОИВ, органами государственной власти субъектов РФ, ОМС, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.

Деятельность ХС в форме соперничества осуществляется во взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами в отношении товаров, участвующих в коммерческом обороте на соответствующем ТР-ке. Поэтому важным является определение не только понятий "товар" и "товарный рынок", но и внешних экономических условий, формирующих конкурентную среду, в которой товар участвует в обороте.

Товаром, согласно п. 1 ст. 4 Закона о конкуренции, признается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В этом смысле понятие товара отличается от аналогичного по звучанию термина, используемого в гражданском законодательстве для обозначения объекта имущественных притязаний в отношениях по купле-продаже. В антимонопольном законодательстве термином "товар" обозначается обороноспособный объект гражданских прав.

Гражданское законодательство, регулируя имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, использует термин "товар", как правило, в смысле вещи, участвующей в гражданском обороте и подлежащей передаче от одного субъекта другому. Таким образом, основным свойством товара с точки зрения гражданского права выступает его способность быть объектом гражданского оборота.

Антимонопольное законодательство учитывает в том числе и экономические свойства товара, а именно его потребительскую ценность (стоимость) для неопределенного круга лиц, способность товара удовлетворять потребность его гипотетического приобретателя в извлечении и использовании определенных полезных свойств, что предопределяет необходимость этого товара для гипотетических приобретателей и формирует интерес последних в приобретении товара, обеспечивая тем самым спрос на товар.

С учетом этого в качестве товара для целей антимонопольного регулирования могут рассматриваться каждая из вещей, составляющих совокупность разнородных вещей, объединенных общим функциональным назначением.

И даже если полезные свойства вещи определенного вида, предопределяющие целесообразность ее приобретения, могут проявляться исключительно при совместном использовании с иными вещами другого типа, каждый тип таких вещей рассматривается судебной практикой в качестве отдельного товара и образует самостоятельный товарный рынок*(1).

Объективно конкуренция может существовать только в рыночной экономике и неотделима от понятия "рынок".

Пункт 4 ст. 4 Закона о конкуренции определяет товарный рынок как сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Подавляющая часть нарушений антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентного соглашения, недобросовестная конкуренция) совершаются на ТР-ке, границы которого могут охватывать территорию РФ в целом, территорию одного или нескольких субъектов РФ либо территорию муниципального образования (нескольких муниципальных образований). Таким образом, местом совершения антимонопольного правонарушения и, если за него установлена административная ответственность, местом совершения административного правонарушения являются соответствующие географические границы товарного рынка, который не обусловлен конкретным фактическим (почтовым) адресом. Временем совершения нарушения антимонопольного законодательства может являться длительный период времени, в который соответствующее лицо совершало действия, запрещенные антимонопольным зак-вом. Указание конкретного времени совершения административного правонарушения (отдельная дата, часы, минуты и т.д.) возможно только в тех случаях, когда правонарушение совершено единовременно и не носит длящегося характера*(2).

Проведение анализа состояния конкуренции на ТР-ке осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на ТР-ке (утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на ТР-ке"*(3)), разделом 8 "Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта" Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (утв. приказом МАП РФ от 20.12.1996 N 169)*(4) и включает в себя следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава ХС, действующих на ТР-ке в качестве продавцов и покупателей; д) расчет объема товарного рынка и долей ХС на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на ТР-ке; и) составление аналитического отчета.

В зависимости от состояния конкурентной среды исследователи выделяют виды конкуренции*(5): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия. Они различаются числом действующих на рынке субъектов, однородностью/неоднородностью предлагаемого товара, степенью свободы входа на рынок и выхода с него, доступом к информации.

Рынок чистой (или совершенной) конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Такой рынок характеризуется однородностью предлагаемой продукции (товаров), полной свободой входа на рынок, выхода с него и равным доступом к информации.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Олигополия - это рыночная структура, в которой небольшое число ХС контролирует значительную долю рынка, а вход на этот рынок новых ХС затруднен или невозможен*(6).

Тем не менее выделение указанных видов конкуренции имеет экономическое значение, а не правовое, поскольку антимонопольное законодательство оперирует термином "конкуренция" без выделения ее разновидностей. Однако было бы неправильным отрицать, что степень развития конкуренции приобретает правовое значение в процедурах анализа состояния конкурентной среды, что предопределяет пределы возможного воздействия на конкурентную среду.

Задачей антимонопольного законодательства является защита, поддержание конкуренции и пресечение поведения, направленного против и во вред конкуренции. Такое поведение получило название антиконкурентное поведение, а его последствия - ограничение, устранение или недопущение конкуренции - выявляются при квалификации поведения субъектов.

Признаками ограничения конкуренции являются (п. 17 ст. 4 Закона о конкуренции):

- сокращение числа ХС, не входящих в одну группу лиц, на ТР-ке;

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на ТР-ке;

- отказ ХС, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на ТР-ке;

- определение общих условий обращения товара на ТР-ке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на ТР-ке;

- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких ХС в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на ТР-ке;

- установление органами государственной власти, ОМС, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных зак-вом РФ.

В соответствии со ст. 2 Закона о конкуренции антимонопольное законодательство РФ (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из Закона о конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и НДК. Эти отношения могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным зак-вом

Тем самым выстраивается определенная иерархия нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции.

Единственной ремаркой здесь может быть указание на то, что применительно к антимонопольному регулированию федеральные законы можно разделить на две группы: а) законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции; б) законы, регулирующие отношения, оказывающие влияние на состояние конкурентной среды.

Такое деление обусловлено тем обстоятельством, что конкурентная среда зависима не только от законов, действие которых непосредственно на нее направлено, но и от законов, предметом регулирования которых являются отношения, не оказывающие непосредственного влияния на конкуренцию, но соседствующие с нею, создающие предпосылки для конкурирования, соревновательности ХС

1. Конституция РФ. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34, ч. 1); в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8, ч. 1); на территории РФ не допускаются экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34, ч. 2), а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74).

Исходя из приведенных положений Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ее ст. 2, 17, 18 и 45 (ч. 1), в РФ должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия государством специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов и тем самым на достижение цели оптимизации государственного регулирования экономических отношений.

Следует обратить внимание, что Конституция РФ запрещает осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию, что не совсем корректно и на что уже неоднократно обращалось внимание в литературе*(7). В этом случае необходимо говорить о необходимости запрещения осуществления монополистической деятельности, а не о запрете монополий или монополизации.

Существуют сферы, в которых наличие монополий является стандартным состоянием рынка. Так, Закон о естественных монополиях направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Закона о конкуренции, допуская осуществление деятельности, направленной на увеличение доли хозяйствующего субъекта на рынке (т.е. на монополизацию), запрещает злоупотреблять таким монопольным (доминирующим) положением (ст. 10), осуществлять монополистическую деятельность (п. 10 ст. 4 Закона о конкуренции).

Поэтому данную норму Конституции РФ следует трактовать в узком смысле - как направленную на закрепление конституционного принципа*(8) поддержки конкуренции и антимонопольного регулирования.

2. Международные договоры. Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Частью правовой системы РФ являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР*(9).

Часть 3 ст. 2 Закона о конкуренции определяет, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о конкуренции, применяются правила международного договора РФ. Статья 7 ГК РФ, устанавливая соотношение гражданского законодательства и норм международного права, содержит аналогичные названным выше нормы.

Существенный вклад в определение понятия НДК вносят международные соглашения в области защиты интеллектуальной и промышленной собственности (патентов, товарных знаков, промышленных образцов и т.д.), в том числе Конвенции по охране промышленной собственности*(10), согласно ст. 10.bis которой всякий акт, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, считается актом НДК.

3. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) как основополагающий акт гражданского законодательства принят в 1994 году. Но и до этого с момента начала реформирования экономики и построения рыночных отношений в законодательство стали вводиться нормы, направленные на защиту конкуренции (см. п. 9 ст. 2 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности"*(11); п. 3 ст. 5 Основ*(12) гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991).

ГК РФ имеет целью закрепить правовую связь между конкурентными и гражданскими правоотношениями. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и ГК РФ.

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, ст. 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о конкуренции), и ст. 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Закон о конкуренции формулирует требования для ХС при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст. 10 Закона о конкуренции; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения (ст. 11 Закона о конкуренции) и на недобросовестную конкуренцию (ст. 14 Закона о конкуренции). Учитывая это, арбитражные суды должны иметь в виду: требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям. Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых (п. 1 постановления ВАС N 30).

Статья 1222 ГК РФ устанавливает, что к обязательствам, возникающим вследствие НДК, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно п. 7 ст. 1252 ГК РФ в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным зак-вом.

4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и НДК, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Закон о конкуренции является комплексным нормативным правовым актом, поскольку включает в себя материально-правовые и процессуальные, частноправовые и публично-правовые нормы. Целью такого объединения явилась необходимость закрепления в одном законе норм, регулирующих связанные с защитой конкуренции отношения и создание базиса для установления особенностей в регулировании отношений по защите конкуренции в отдельных отраслях.

5. Иные федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции. Эти законы содержат нормы, непосредственно направленные на защиту конкуренции.

Ярким примером установления особенностей в правовом регулировании отношений по защите конкуренции является Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно ст. 25 которого антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках электроэнергетики осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным зак-вом РФ, нормативными правовыми актами правительства РФ с учетом особенностей, установленных указанным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами правительства РФ, актами федерального антимонопольного органа.

Важным является Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"*(13), устанавливающий статус субъектов естественных монополий и правила поведения на рынке, находящемся в состоянии отсутствия конкуренции, запрещающий сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Некоторые законы устанавливают особенности применительно к Закону о защите конкуренции. Так, Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" устанавливает среди прочего условия для осуществления координации экономической деятельности, допуска на рынок и пр.; п. 7 ст. 4 этого закона определяет, что стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности; а также должны устанавливать требования, препятствующие НДК, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации.

6. Законы, регулирующие отношения, оказывающие влияние на состояние конкурентной среды. Эти законы не ставят своей целью регулирование отношений по защите конкуренции, но их нельзя не учитывать, поскольку они устанавливают правила, оказывающие формирующее и опосредованное воздействие на состояние конкурентной среды.

К их числу, в частности, следует отнести: Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"*(14), целью которого является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения в том числе принципов добросовестной конкуренции; Закон о контрактной системе, регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе в целях развития добросовестной конкуренции; Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"*(15), устанавливающий особенности закупки товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов заказчиков в целях развития добросовестной конкуренции.

7. Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным зак-вом. Эти нормативные правовые акты принимаются только в тех случаях, когда федеральными законами, составляющими антимонопольное законодательство, правительству РФ или федеральному антимонопольному органу прямо предписывается принять соответствующий акт. Число этих актов в достаточной степени велико, регулируют они узкие вопросы, а потому будут названы при рассмотрении тех или иных вопросов антимонопольного регулирования.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона о конкуренции ФАС России уполномочена издавать нормативные правовые акты, предусмотренные указанным законом. Нормативные правовые акты могут издаваться ФАС России в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Согласно п. 1, 5.2.10 Положения о ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, для чего наделена полномочием на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов президента РФ и правительства РФ самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Для антимонопольного регулирования характерно использование норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного и др.), а их сочетание с учетом установления специальных механизмов правового регулирования позволяет осуществлять меры по защите конкуренции. Поэтому антимонопольное законодательство носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные нормы, частноправовые и публично-правовые начала.

Источниками КП являются: нормативные правовые акты; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; обычаи делового оборота; требования добропорядочности, разумности и справедливости.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное зак-вом правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).

Требования добропорядочности, разумности и справедливости названы в Законе о конкуренции применительно к понятию НДК и могут быть определены следующим образом:

- добросовестность (добропорядочность) - критерий, позволяющий установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного);

- разумность - критерий, позволяющий установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности;

- справедливость - критерий, означающий наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Судебная практика весьма значима для уяснения сути конкурентных отношений, поскольку формулируемые в антимонопольном законодательстве запреты и предписания носят ситуационный характер. В первую очередь необходимо учитывать правовые позиции, формируемые высшими судебными инстанциями при рассмотрении конкретных дел, обобщении практики применения отдельных категорий дел и выработке рекомендаций по применению норм законодательства.

Наряду с судебной практикой, большое значение для целей антимонопольного регулирования имеют разъяснения по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства, обобщения, аналитические материалы и рекомендации по практике применения антимонопольного законодательства.

Установление антимонопольным зак-вом запретов и открытых перечней, попадающих под их признаки действий (бездействий), не свидетельствует о неопределенности содержания соответствующих норм. Разнообразие обстоятельств, оказывающих влияние на состояние конкуренции, делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе. Законодатель вынужден использовать оценочные характеристики в целях эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.

 

Задачи

 

Задача 1

Организация осуществляет услуги такси.

Для цели привлечения клиентов на вокзалах города ее работниками с использованием мегафона распространяется реклама следующего содержания: "...Пользуйтесь услугами такси исключительно нашей компании: это комфортно, дешево и безопасно. Избегайте оказания вам некачественных услуг частными лицами!"

Являются ли подобные действия нарушением законодательства о рекламе и, если являются, может ли организация быть привлечена к административной ответственности?

Задача 2

ООО "Дентаплюс" обратилось с жалобой в антимонопольный орган по Иркутской области о признании действий ООО "Зубик" не соответствующими антимонопольному зак-ву, в которой содержались доводы об установлении ООО "Зубик" монопольно низкой цены на оказываемые услуги.

ООО "Зубик" осуществляло в 2015-2016 годах деятельность по оказанию услуг на территории города Иркутска по стоматологическому обследованию населения и оказанию стоматологических услуг. Аналогичные услуги на данной территории осуществляли также ООО "Дентаплюс", ИП Воробьев А.В. и ООО "Мандарин".

В процессе проведения антимонопольным органом проверки и анализа состояния конкурентной среды было установлено, что доля ООО "Зубик" на ТР-ке стоматологических услуг составляла в 2015 году 54%, а в 2016-м - 60%. На основании проведенной проверки управление пришло к выводу о доминировании юридического лица на рынке стоматологических услуг, а также о необоснованности занижения нормативов времени работы и цены указываемых услуг, т.е. о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции.

ООО "Зубик" обратилось в арбитражный суд, который обосновано удовлетворил заявленные требования о признании решений и предписания антимонопольного органа незаконными.

Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы антимонопольный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Задания

1. Определите перечень норм, применимых к рассматриваемому делу.

2. Какое решение должен принять арбитражный апелляционный суд?

Задача 3

ФАС России, рассматривая заявление ООО "Винный мир" о нарушении ООО "Морозко" антимонопольного законодательства, приняло решение о признании ООО "Морозко" нарушившим требования антимонопольного законодательства путем установления и взимания разной платы за оказание одинакового объема услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, предусмотренных договором возмездного оказания услуг для поставщиков алкогольной продукции категории "Вино". В целях устранения данного нарушения ООО "Морозко" выдано предписание, и, кроме того, юридическое лицо было привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ по факту создания дискриминационных условий в отношении поставщиков, поставленных в неравные условия по сравнению с иными участниками рынка.

Указанные решения стали основанием для обращения ООО "Морозко" в арбитражный суд с требованием признания незаконным решения антимонопольного органа.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект указал, что в судебной практике отсутствует единообразие в квалификации нарушения, выраженного в создании дискриминационных условий, в том числе в виде установления разных цен на один и тот же товар или услугу, путем злоупотребления доминирующим положением.

Задания

1. Определите круг нормативных правовых актов, применимых к рассматриваемому делу.

2. Назовите правовые позиции Президиума ВАС и Верховного Суда по аналогичным делам.

3. Какое решение должен принять суд при рассмотрении доводов ООО "Морозко"?

Задача 4

Общественная организация "Защита прав животных" обратилась в районный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к производителю пива ПАО "Пиво" с требованием прекратить производство пива в бутылках, на этикетке которых изображены собаки.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что действующее законодательство запрещает использовать при рекламе пива образы животных.

Кроме того, указанные этикетки с изображением собак, являющихся домашними животными, направлены на привлечение внимания несовершеннолетних, что также нарушает требования действующего законодательства.

Задание

Проанализируйте ситуацию и в качестве юрисконсульта правового управления ПАО "Пиво" подготовьте начальнику правового управления аналитическую записку к планируемому совещанию у руководства по означенной проблеме, дав правовую оценку обоснованности названных требований, указав правовые риски и мероприятия по их минимизации.

Изменится ли ситуация, если будет установлено, что:

- указанное на фотографии оформление бутылок является зарегистрированным товарным знаком, а лицензионный договор предусматривает возможность использования такого знака в целом, без каких-либо изъятий;

- собаки, изображение которых входит в состав товарного знака, нанесенного на этикетки, принадлежали лицензиару;

- с иском обратилась общественная организация по защите прав потребителей?

Задача 5

Житель Санкт-Петербурга Е. Булкин направил в ФАС России жалобу на введенные в регионе ограничения на продажу алкогольных напитков.

По его мнению, принятый субъектом РФ закон противоречит федеральному зак-ву, поскольку предусматривает запрет на розничную торговлю алкогольными напитками крепче 15 градусов в выходные и праздничные дни, а по рабочим дня с 20:00 до 8:00 Запрет на продажу алкоголя в организациях общественного питания не установлен.

По мнению подателя жалобы, федеральное законодательство позволяет вводить ограничения, но не дает права разграничивать их для разных ХС (осуществляющих продажу алкоголя в розницу или через общепит).

По его мнению, Конституция РФ запрещает ущемлять права граждан России, в том числе по территориальному признаку, поскольку жители Саратовской области, где такие ограничения отсутствуют, имеют больше прав, чем жители Астраханской области.

Кроме того, нарушается конституционная гарантия единства экономического пространства РФ.

Задание

Проанализируйте ситуацию и подготовьте мотивированный ответ по указанной жалобе.

Можно ли в такой ситуации использовать меры антимонопольного регулирования?

Мотивированно обоснуйте ответ на вопрос: является ли рынок продажи алкоголя в розницу и через общепит единым?

Уполномочена ли ФАС России рассматривать такие жалобы? Существуют ли иные органы, куда следует обратиться с такой жалобой (заявлением) в целях рассмотрения вопроса об устранении указанного нарушения антимонопольного законодательства?

Задача 6

В антимонопольный орган поступило заявление от ООО "Магазин" с просьбой провести проверку по факту нарушения антимонопольного законодательства.

В заявлении указано, что индивидуальный предприниматель И. производит на принадлежащей ему ферме молочную продукцию и осуществляет ее продажу как садоводам нескольких близлежащих садоводств, так и магазинам, расположенным в двух близлежащих поселениях городского типа - Сильный и Верный. Один из магазинов, расположенных в поселке Верный, принадлежит ООО "Магазин", а другой, в поселке Сильный, - ООО "Продукты".

Расстояние между поселениями - около 3 км, расстояние от садоводств до обоих поселений составляет 2-3 км.

В заявлении ООО "Магазин" указано, что индивидуальный предприниматель И. при продаже товаров в садоводствах распространяет информацию о том, что в принадлежащем ООО "Магазин" магазине при покупке товаров надо внимательно смотреть, кто является производителем, поскольку в этом магазине продается продукция как произведенная этим предпринимателем, так и поставляемая с местного молокозавода. Продукция последнего плохая: "масло горчит, молоко жидкое, творог кислый". А вот в магазине, принадлежащем ООО "Продукты", молочная продукция отличная, поскольку она поставляется этим индивидуальным предпринимателем и с крестьянского фермерского хозяйства "Восход".

Задание

Определите продуктовые и географическое границы товарного рынка.

Изменится ли ситуация, если: а) ООО "Продукты" расположено в соседнем районе области? б) представители ООО "Магазин" и местного молокозавода на заседании комиссии антимонопольного органа подтвердили, что две недели назад условия хранения одной партии товара были нарушены производителем и товар возвращен производителю.

Задача 7

Каковы географические границы рынка у организации, оказывающей услуги связи в г. Волгограде и являющейся дилером "центральной" организации, которая имеет дилеров во всем субъекте РФ (Волгоградской области)?

Оцениваются ли и каким образом географические границы "центральной" организации, если она сама услуги связи конечному потребителю не предоставляет?

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение КП.

2. Назовите цели и задачи КП.

3. Дайте определение товара и товарного рынка.

4. Определите основные отличительные особенности КП как комплексной отрасли законодательства.

5. Перечислите основные виды правоотношений, входящих в предмет КП.

6. Что понимается под методом КП?

7. Раскройте основные принципы КП.

8. Дайте определение источника КП.

9. Перечислите виды источников КП.

10. Раскройте значение Конституции РФ как источника КП.

11. Какую юридическую силу среди источников КП имеют акты международного права? Назовите основные из них.

12. Какие законы относятся к источникам КП?

13. Перечислите основные подзаконные акты, являющиеся источниками КП.

14. Раскройте значение судебной практики в развитии и становлении КП.

 

Примерные темы докладов

 

1. Предмет и метод КП.

2. Цели и задачи КП.

3. Соотношение КП с иными отраслями права.

4. Принципы КП.

5. Понятие источника КП.

6. Общая характеристика источников КП.

7. Федеральный закон о защите конкуренции как источник КП.

8. Международные источники КП.

9. Проблемы совершенствования российского антимонопольного законодательства после вступления России в ВТО.

10. Договор о Евразийском экономическом союзе как особый источник КП.

11. Национальный план развития конкуренции как особый источник КП.

12. Значение судебной практики в развитии и становлении КП.

 

Тесты

 

1. Конкуренция - это:

1) соперничество ХС;

2) сотрудничество ХС;

3) соперничество органов государственной власти и ХС;

4) сотрудничество органов государственной власти и ХС.

2. Основным признаком олигополии является:

1) наличие на рынке множества разобщенных продавцов и покупателей, ни один из которых не может оказать влияния на уровень цен;

2) наличие на рынке незначительного числа продавцов, зависимых от ценовой политики друг друга;

3) наличие на рынке единственного продавца при условии, что его товар не имеет близких заменителей;

4) наличие на рынке единственного покупателя и множества продавцов.

3. Товарный рынок - это:

1) крытое помещение, предназначенное для продажи товаров;

2) открытое помещение, предназначенное для продажи товаров;

3) сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром;

4) сфера предпринимательской деятельности, в которой совершаются сделки по купле-продаже товаров.

4. Взаимозаменяемость товаров - это:

1) возможность замены одного товара на другой в случае выявления его неисправности;

2) возможность обмена товарами путем совершения сделок по бартеру;

3) готовность приобретателя заменить один товар другим при потреблении;

4) готовность продавца заменить один товар другим при его продаже.

5. Продуктовая граница товарного рынка - это:

1) территория, в рамках которой обращается товар и за пределами которой товар обращаться не может;

2) группа товаров, которая, по субъективному мнению приобретателей таких товаров, обладает схожими свойствами для целей их потребления;

3) время, в течение которого конкретный товар подлежит продаже;

4) территория, за пределы которой конкретный товар не может быть перемещен.

6. Предметом КП являются:

1) действия антимонопольного органа по защите и развитию конкуренции;

2) деятельность законодателя по созданию и совершенствованию правовых механизмов защиты и развития конкуренции;

3) общественные отношения по защите конкуренции, регулируемые антимонопольным зак-вом;

4) соперничество ХС.

7. К монополистической деятельности не относятся:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

2) соглашения, запрещенные конкурентным (антимонопольным) зак-вом;

3) согласованные действия, запрещенные конкурентным (антимонопольным) зак-вом;

4) сделки по экономической концентрации, соответствующие критериям, указанным в гл. 7 Закона о защите конкуренции.

8. Конкурентное право является:

1) самостоятельной отраслью права;

2) смешанной отраслью права;

3) межотраслевым правовым институтом;

4) правовым институтом публичного права.

9. К принципам КП не относится:

1) принцип единства экономического пространства;

2) принцип полного возмещения убытков;

3) принцип поддержки конкуренции;

4) принцип свободы экономической деятельности.

10. Принцип поддержки конкуренции является принципом:

1) конституционного права;

2) предпринимательского права;

3) КП;

4) административного права.

11. Регулирование отношений по защите конкуренции отнесено к исключительному ведению:

1) РФ;

2) субъекта РФ;

3) антимонопольного органа;

4) органов муниципальной власти.

12. Могут ли отношения по защите конкуренции регулироваться нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа:

1) могут безусловно;

2) не могут ни в каком случае;

3) могут в случаях, прямо предусмотренных антимонопольным зак-вом;

4) могут в случаях, прямо предусмотренных Конституцией РФ.

13. Источником КП не являются:

1) Конституция РФ;

2) международные акты;

3) федеральные законы;

4) акты органов муниципальной власти.

14. Запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, является разновидностью:

1) конституционного запрета;

2) императивной нормой гражданского законодательства;

3) ограничением, установленным Законом о конкуренции;

4) нормы международного права.

15. Правовые последствия совершения антиконкурентных действий определяются:

1) только нормами КоАП РФ;

2) нормами КоАП РФ и УК РФ;

3) нормами ГК РФ, КоАП РФ и УК РФ;

4) Законом о конкуренции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: