Теория и методика обучения стойкам защитника

Тема: совершенствование встречных передач мяча в движении

Теория и методика обучения стойкам защитника

Теория и методика совершенствования встречных передач мяча в движении

Изучение Официальных правил баскетбола

Теория и методика обучения стойкам защитника

Теоретические предпосылки

Стойка баскетболиста в защите – это наиболее рациональное положение звеньев тела игрока для маневренных защитных действий, позволяющее эффективно препятствовать атакующим намерениям нападающего.

Разнообразие игровых ситуаций диктует существование нескольких разновидностей стоек. Их различие заключается в расположении и работе ног и рук.

В технике защиты выделяют стойку с параллельной постановкой стоп (параллельную), стойку с выставленной вперед ногой и закрытую стойку.

Стойка защитника с параллельной постановкой стоп (параллельная) (рис. 1, а) применяется для опеки нападающего с мячом или без мяча вдали от щита, когда нет непосредственной угрозы атаки и взятия корзины, а также при сопровождении перемещения соперника по площадке. Характерным для этой стойки являются расположение ног ступнями на одной линии чуть шире плеч с разворотом носками наружу и выставление в стороны вниз незначительно согнутых в локтях рук. Масса тела равномерно распределена на обе согнутые ноги. Туловище слегка подано вперед. Положение головы и спины – выпрямленное.

В зависимости от угла сгибания ног в коленных суставах различают три разновидности параллельной стойки защитника: высокую (130°-145°), среднюю (115°-130°) и низкую (менее 115°).


  

     Рисунок 1 – Стойки защитника                Рисунок 2 – Закрытая стойка

а – с параллельной постановкой стоп,

     б – с выставленной вперед ногой

 

Степень сгибания ног определяется позицией, которую занимает защитник по отношению к своему щиту и мячу, а также характером оказываемого противодействия. Так, например, противодействие нападающему, ведущему мяч, всегда должно осуществляться в низкой стойке. В то же время при опеке центрового игрока, атакующего спиной к щиту, нужно использовать высокую параллельную стойку.

Стойка защитника с выставленной вперед ногой (рис. 1, б) применяется при опеке игрока, владеющего мячом, и предназначена для предотвращения броска или прохода под щит.

В исходном положении игрок занимает позицию между соперником и щитом. Одна нога почти выпрямленной выставляется вперед с постановкой стопы прямо (носком вперед), одноименная рука вытягивается вперед-вверх, предупреждая ожидаемый бросок. Сзадистоящая нога акцентированно согнута и ставится с разворотом стопы носком наружу, а одноименная ей рука выставляется полусогнутой в сторону вниз для противодействия ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины. Вес тела располагается преимущественно на сзадистоящей. Голова поднята, взгляд направлен вперед. Спина прямая.

Угол наклона туловища вперед и степень сгибания ног взаимосвязаны и определяются игровой ситуацией. Так, например, при опеке нападающего, овладевшего мячом на дальних подступах к корзине (на периметре трехочковой линии), защитник сильно наклоняется вперед и далеко вперед вытягивает одноименную с впередистоящей ногой руку. Таким образом, находясь максимально близко по отношению к сопернику, чтобы активно противодействовать любым его атакующим действиям, защищающийся игрок в то же время располагается максимально далеко по отношению к его центру тяжести, чтобы иметь пространство и время для пресечения внезапного скоростного прохода нападающего. В другой ситуации, когда соперник только что закончил ведение, защитник, максимально приблизившись к нему, полностью выпрямляется и, активно размахивая руками, мешает нападающему прицельно бросить или выполнить точную передачу своему партнеру.

Закрытая стойка (рис. 2) применяется при активных формах защиты и отличается близким расположением защитника лицом к нападающему, выставлением вперед ближней к мячу ноги сбоку на уровне ног соперника и активным вытягиванием вперед одноименной руки для пресечения возможной передачи. Другой, полусогнутой в сторону рукой игрок контролирует расположение нападающего для своевременного предотвращения его маневра. При этом он постоянно должен держать в поле зрения мяч и опекаемого игрока, находиться в устойчивом положении на согнутых («пружинящих») ногах.

 

Средства обучения стойкам защитника:

1) объяснение и показ;

2) повторное выполнение разновидностей стоек на месте;

3) то же, что в упр. 2, но по сигналу педагога после бега или прыжков на месте;

4) то же, что в упр. 3, но после семенящего бега на месте в параллельной стойке с максимальной частотой и ударным характером беговых шагов;

5) то же, что в упр. 2, но после перемещений заданным способом и остановок произвольным способом в указанных точках площадки;

6) то же, что в упр. 4, но после перемещений с изменением направления движения и в сочетании с выполнением разновидностей остановок по звуковому или зрительному сигналу;

7) выполнение разновидностей стоек для обозначения условного защитника при изучении ловли мяча, передач, ведения и дистанционных бросков;

8) эстафеты и подвижные игры, включающие выполнение изучаемых стоек в и.п., в конце перемещений либо по сигналу водящего или педагога;

9) выполнение разновидностей приема в сочетании с другими действиями в защите в ситуации численного меньшинства перед нападающими: игровые упражнения 1х2, 1х3, 2х3 и т.п.;

10) то же, что в упр. 8, но в ситуации численного равенства защитников и нападающих в условиях игрового противоборства: 1х1, 2х2, 3х3 и т.п.;

11) вариативное выполнение разновидностей защитных стоек в сочетании с приемами противодействия и овладения мячом (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх.

Организационно-методические указания:

- при объяснении и показе сообщить занимающимся о целесообразности применения каждой стойки в той или иной игровой ситуации; указать на сильные и слабые «зоны» и стороны в изучаемой стойке при противодействии передачам соперника, ведению мяча или броскам по корзине;

- начинать обучение разновидностям стоек защитника одновременно с изучением приемов нападения, противодействию которым они предназначены;

- выполнение приема на месте осуществлять в одно-шереножном строю фронтально, а в сочетании с передвижениями – при построениях в колонну по одному, по три и т.п. поточным или проходным методом;

- при выполнении стоек:

а) верхние и нижние конечности располагать в соответствии с разновидностью изучаемого приема;

б) занимать устойчивое положение на площадке: ноги располагать на ширине плеч и сгибать до нужного угла, туловище незначительно наклонять вперед; вес тела равномерно распределять на обе стопы в параллельной стойке или перемещать на сзадистоящую в стойке с выставленной вперед ногой;

в) избегать закрепощенности в различных звеньях тела;

- при выполнении стойки с выставленной вперед ногой:

а) своевременно переносить вес тела с сзадистоящей ноги в исходном положении на впередистоящую в момент движения игрока для накрывания броска и обратно для начала маневрирования по площадке;

б) не допускать расположения ступней на одной линии или отсутствия разворота сзадистоящей ноги носком наружу;

- в эстафетах и подвижных играх выполнение разновидностей стоек осуществлять в исходном положении, по ходу либо в конце перемещений в ответ на звуковые сигналы водящего или педагога (например, по команде: «Замри!», по свистку и т.п.), а также по ориентирам (разметке площадки, обручам и т.п.);

- при определении победителей в игровом соперничестве учитывать качество и непринужденность исполнения совершенствуемого приема;

- в заданиях, включающих использование стоек в сочетании с другими приемами техники защиты в условиях игрового противоборства, подчеркивать и показывать зависимость эффективности защитных действий от верного исходного положения (рациональной стойки) и добиваться его принятия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: