II. Актуализация знаний

Тема «Человеческий глаз как оптическая система. Лабораторная работа «Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы».

Прочитать материал и выполнить лабораторную работу, тест.

II. Актуализация знаний

Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.

- «Мы смотрим не глазами, а мозгом», – говорят физиологи. В древности глазам приписывали всевозможные мистические свойства. Глаза часто символизировали смысл и суть жизни, их считали амулетами и оберегами. Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв в определенные области головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему. Глаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача – "передать" правильное изображение зрительному нерву.

Повторение строения глаза

Вспомните, что вы узнали о строении глаза на уроках биологии.

- Зачем человеку нужно зрение?

- Какой орган выполняет эту функцию?

- Где расположен глаз?

- Назовите оболочки глаза и их функции.

- Назовите части глаза, которые защищают его от повреждений.

А теперь, основываясь на знании анатомического строения глаза, назовите, какие части глаза могут выполнять оптическую функцию.

- Какой оптический прибор вам напоминает хрусталик? (Двояковыпуклую линзу).

- Какие виды линз вы еще знаете, и каковы их свойства?

- Нарисуйте ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах.

    

- Каким будет изображение, если предмет находится за двойным фокусным расстоянием собирающей линзы?

(Учащиеся рисуют в тетрадях ход лучей в этом случае и убеждаются в том, что изображение получается уменьшенное, действительное, перевернутое.)

- Такое изображение получается на сетчатке глаза, когда мы смотрим на предметы. Так как хрусталик, роговица и стекловидное тело – это собирающая линза, то оптическая система глаза дает перевернутое уменьшенное изображение, и мир мы должны видеть перевернутым. Что позволяет видеть предметы неперевернутыми?

(Нормальное, а не перевернутое видение предметов обусловлено их повторным «переворачиванием» в корковом отделе зрительного анализатора).

- Теперь посмотрим анимацию «как мы видим».

Предметы мы хорошо видим на разных расстояниях. Это происходит благодаря мышцам, которые присоединяются к хрусталику и, сокращаясь, регулируют его кривизну.

- Как уже прозвучало: хрусталик – "естественная линза" глаза. Итак, какие бывают линзы и их характеристики?

(Вогнутые и выпуклые. Оптическая сила линзы: D = 1/F. Измеряется в диоптриях. Где F – фокусное расстояние. Фокусное расстояние можно вычислить с помощью формулы тонкой линзы):

 - Лучи света от предмета, преломляясь на границе воздух–роговица, проходят далее через хрусталик (линзу с изменяющейся оптической силой) и создают изображение на сетчатке. Роговица, прозрачная жидкость, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему, оптический центр которой расположен на расстоянии около 5 мм от роговицы. Основная особенность глаза как оптического инструмента состоит в способности рефлекторно изменять оптическую силу глазной оптики в зависимости от положения предмета. Такое приспособление глаза к изменению положения наблюдаемого предмета называется аккомодацией.

 - Ребята, проверьте на каком расстоянии книги от глаз, вам комфортнее всего читать.

- Это расстояние у нормального глаза условно полагают равным 25 см.

- Рассмотрим отклонения в строении глаза или же в работе хрусталика.

 

       При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой вследствие избыточной кривизны хрусталика или же удлинения оси глаза. При дальнозоркости изображение фокусируется за сетчаткой вследствие недостаточной кривизны хрусталика или же укороченной оси глаза.

- Какой способ на ваш взгляд существует для исправления дефектов?

 (Близорукость – рассеивающая линза, дальнозоркость – собирающая линза)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: