Воздействуя друг на друга, они совершили существенную экспансию всем направлениям духовной жизни особенно в сфере культуры. Причем, несмотря на очевидные издержки и гневные проклятья со стороны «гуманистов» и прочих «демократов», что являются реализацией и проявлением эволюции и диверсификации долгой исторической культурной и нравственной традиции. Массовая культура и массовое сознание лишь явили наиболее полную и развернутую форму установки на переориентацию с созидательного напряженного труда на дары и «праздник жизни».
Культ производства-потребления стал инициатором и двигателем феномена «массовой культуры». В соответствии с требованиями маркетизации продукты массовой культуры должны быть быстро производимыми, быть доступными без чрезмерных усилий, достаточно престижными и быстро, без проблем, потребляться, а однажды потребленный товар уже ценностью не обладает.
Совершился переход от личности, ориентированной «изнутри», к типу личности, ориентированной «извне». В итоге привело к «массовому сознанию», амбициозному давлению массового сознания, толпы, подвигающей утверждение нетерпеливой посредственности, что соответственно сказалось на всех направлениям культурогенеза.
Массовая культура изменила саму природу творчества. Поскольку расчет был на готовность принимать перемены, «упоение новизной». Потому что этот поток производства-потребления масскульта должен действовать бесперебойно и непрерывно. Массовую культуру отличает «брендовый» способ организации ценностно-смыслового ее содержания, порождения и трансляции ее артефактов. В этом случае на первый план выходят факторы, обеспечивающие эффективность производства, трансляции и реализации (потребления): социальная коммуникация, возможности максимального тиражирования и диверсификации артефактов массовой культуры. Успешность, признание и лидерство во всех их проявлениях непосредственно зависят от востребованности, продаваемости, внедрения культурного продукта.
Таким образом, массовая культура — культура торжества маркетизации, которая если и делает ставку на мастерство, то не автора, а промоутера, продюсера, сумевшего раскрутить конкретный бренд. Дальнейшее продвижение артефакта массовой культуры зависит от возможностей его сериальной диверсификации, репродуцирования в различных формах, перманентного воспроизводства, что обусловила переход маркетинговой технологии менеджмента перешагнула границы собственно арт-рынка, сферы культуры и распространилась на социальную среду бизнеса в целом.
Тем не менее это обстоятельство не отвергает тот факт, что массовая культура призвана обеспечить принятие личностью общества «равных возможностей», в котором даже проявления революционности оказываются одним из секторов единого рынка услуг. При этом при всей «стандартности» тем, образов и форм отнюдь не исключает создание ярких, своеобразных н самобытных произведений в искусстве, явлений культуры. Наоборот, дает им дополнительные возможности в необъятности глобального информационно-культурного пространства, предлагая ясное и внятное самоопределение, осознание содержания и возможностей собственной уникальности.
Таким образом, как бы не относиться к феномену массовой культуры, следует признать, что он породил инновационные изменения менеджмента в культуре. Более того, что инновационный менеджмент собственно и зародился в этой противоречивой социокультурной ситуации.
Принципиальной инновационной составляющей современного менеджмента в культуре стало разработка и внедрение интерактивных технологий создания и потребление культурного продукта.
Тема 2.Инновации в культуре: сущность, специфика, структура
Инновации как явление культуры. Сущность инновации. Инновационный процесс.Инноватика. Инновации в культуре.Модель инновационного процесса в культуре. Причины сопротивления инновациям в культуре. Виды инноваций в культуре. Культурная инновация.
2.1. Инновации как явление культуры. Термин «инновация» вошел в науку XIX века через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре. В XX веке. Термин «инновация» как экономическую категорию ввел в научный оборот австрийский экономист оборот Й. А. Шумпетер. В 30-е годы прошлого столетия в работах А. Адамса, А. Маслоу, Ф. Тейлора и др. инновации трактовались как «нововведение, внедрение новых форм организации и управления». В работах русскоязычных ученых инновации рассматриваются как явления культуры, которых не было на предшествуюших стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и социализировались.
Сущность инновации.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio» («обновление, или «изменение»). При этом подразумевается не просто новшество (новое открытие, изобретение, новый метод, новый обычай, обыкновение.
Но как внедренное новшество, чем и обеспечивается качественный рост эффективности творческой деятельности, материального и духового благосостояния общества, посредством удовлетворения его насущных потребностей и актуальных тенденций. Поэтому Инновацией может считаться только то, что реально освоено в культуре, приводит к изменению составляющих элементов человеческой деятельности. «Новое», освоенное как «старое», не является новацией. В определенном смысле инновация есть некий результат интеллектуальной деятельности человека, его интеллектуальной деятельности, аналитики, а также фантазии воображения, абстрактного моделирования и т.д.
Инновационный процесс. Термины инновация и инновационный процесс близки по смыслу, но не однозначны. Инновация не происходит а «с чистого листа» и не заканчивается созданием некоего продукта, артефакта, услуги. Он есть перманентная творческая деятельность, основанная на существующих достижениях и ориентированная на изменения в обозримом будущем. В этой связи инновационный процесс включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологические и экспериментальные работы, организационно-экономические трансформации.
Инноватика Работы Й. А. Шумпетера положили начало становлению новой области знаний — инноватики — науки о преобразовании новых видов и способов человеческой деятельности в социально-культурные нормы и образцы. Она связана с созданием, освоением, распространением новой продукции, новых технологических процессов, способов организации производства, труда, управления. Эта стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.