Проблема социального расслоения в мире

Социальное расслоение, т.е. дифференциация населения по социальному статусу и доходам — универсальное явление, присущее как развитым, так и менее развитым странам. Экономистов интересует, прежде всего, дифференциация доходов населения.Согласно неоклассической теории, распределение доходов отражает распределение произведенных благ в соответствии с вкладом каждого экономического ресурса (или фактора производства). Но большинство домохозяйств в рыночной системе владеет лишь такими факторами, как труд, знания, небольшой капитал, в то время как основная масса капитала, предпринимательских способностей, природных ресурсов принадлежит меньшей части домохозяйств.

Многочисленны и другие причины дифференциации доходов. Одни из них лежат в самих индивидах — это, прежде всего, различия в трудолюбии, способностях, опыте, здоровье, предприимчивости, везении. В большинстве случаев работники, наделенные такими положительными характеристиками, зарабатывают больше, чем индивиды, меньше наделенные ими. В то же время некоторые индивиды и целые группы (так называемые уязвимые группы населения) вообще не могут обеспечить себя самостоятельно — это дети и подростки, учащаяся молодежь, пожилые люди, больные и инвалиды, матери-одиночки.Другие причины неравенства в доходах лежат в отношении общества к индивидам. Это, прежде всего, дискриминация, т.е. неравенство индивидов в обществе по социальным, политическим, гендерным, этническим, религиозным и другим причинам. Например, в Индии дискриминация против представителей низших каст и отверженных), составляющих 65 млн. человек, продолжается, хотя с 1950 г., когда касты были запрещены, государство пытается проводить политику выравнивания возможностей в отношении дискриминируемых групп.

Для измерения расслоения по доходам (если данные по доходам отсутствуют, то по расходам, хотя в последнем случае расслоение обычно ниже) используют коэффициент (индекс) Джини и децильный (или квинтильный) коэффициент. Максимальное значение коэффициента (индекса) Джини, равное единице (или 100%), означает абсолютное неравенство, а минимальное значение, равное нулю, означает абсолютное равенство. Децильный коэффициент — это отношение минимального дохода 10% наиболее обеспеченных и максимального дохода 10% наименее обеспеченных домашних хозяйств/индивидуумов (иногда, вместо децилей, используют квинтили — 20%, т.е. разбивая домашние хозяйства/индивидов на пять доходных групп), отражает структуру и глубину расслоение населения по доходам, исходя из логики абсолютного равенства, т.е. на 10% домашних хозяйств/индивидуумов должно приходится 10% совокупного дохода нации

По данным Всемирного банка и ОЭСР уровень неравенства доходов наиболее высок в странах Латинской Америки и Африки. Расслоение в развитых странах менее значительно — коэффициент Джини для стран-членов ОЭСР составлял в 2010 г. около 32%, для стран-членов ЕС — 31%, в США — 38%.

Дифференциация доходов имеет как положительные, так и отрицательные для экономики последствия. Так, возможность сделать свой доход выше, чем у коллег по работе, поощряет трудолюбие и стремление иметь хорошее образование и опыт. Мечта иметь высокий доход стимулирует предприимчивость, в том числе предпринимательскую. Наконец, наша мораль требует, чтобы более способные работники имели доходы больше, чем менее способные. В результате более трудолюбивые, здоровые, образованные, способные, предприимчивые индивиды приносят более высокий доход себе, а также всему обществу.

Отрицательные последствия дифференциация доходов проявляются, прежде всего, в случае сильного неравенства доходов. Проиллюстрируем последний тезис абстрактным примером. Предположим, что существуют две экономики среднего уровня развития с одинаковой численностью населения в 10 млн.чел, одинаковой величиной ВВП и одинаковым совокупным денежным доходом населения в 100 млрд.долл., но с разной дифференциацией доходов — в экономике А разбивка денежных доходов по квинтилям близка к нынешней России, а в экономике В она более равномерна и близка к дореформенной России 1990г.

В результате неравенство возможностей может существенно сказываться на неравенстве доходов.

Смягчению неравенства в доходах помогает такой социальный фактор, как социальная мобильность. Невысокий уровень дискриминации в обществе, хороший доступ к образованию и здравоохранению помогают выходцам из низших слоев общества перебраться в более высокие. Подобные «социальные лифты» помогают сохранять социальную стабильность даже в стране с сильной дифференциацией доходов. Примером могут быть США, где неравенство возможностей объясняет лишь 1/5 часть неравенства доходов в отличие от Бразилии, где неравенство возможностей обеспечивает 1/3 неравенства доходов и, возможно, объясняет очень высокий бразильский показатель коэффициента Джини.Поэтому большинство стран мира, дабы избежать избыточного неравенства, реализуют на практике принцип социальной справедливости. Причем в одних странах, прежде всего европейских, упор делается на смягчении неравенства доходов, в других, прежде всего США — на смягчении неравенства возможностей.Для этого государство использует самые различные инструменты: налоговые кредиты (например, в США, студенты могут брать кредит на образование, который предоставляется под низкий процент на весь срок обучения и выплачивается после окончания обучения, а семьи, которые сами финансируют обучение своих детей в высших учебных заведениям, получают налоговые скидки); минимальная заработная плата (практически во всех странах ОЭСР); адресные пособия по бедности (практически во всех развитых странах); жилищные субсидии (Франция, Германия, Великобритания, скандинавские страны); продовольственная помощь малоимущим (например, в США, Франции, Германии, Эстонии и др.), бесплатные завтраки детям-школьникам из бедных семей и различные пособия на детей; льготная медицинская помощь бедным семьям с детьми и пожилым (например, программы Medicaid и Medicare в США), индексация социальных пособий и пенсий и др. В настоящее время в ЕС начался процесс внедрения универсальной поддержки минимального уровня доходов в рамках реализации «Социальной повестки» ЕС, в которой речь идет о практически автоматическом предоставлении финансовых ресурсов той категории работающего населения, доходы которой ниже формально установленного минимума. Такая система уже внедрена в Португалии и во многих регионах Испании.

 

Коррупция

К негативным последствиям коррупции относятся:

1. Неэффективное и нерациональное использование государственного капитала и ресурсов.

2. Нарушение инвестиционных потоков, их потеря.

3. Снижение темпов производительности, эффективности государственного управления.

4. Создание негативных политических условий, социального неравенства.

5. Развитие криминального сообщества.

 

Проблемы коррупции и борьбы с ней не являются чисто национальными, российскими. Все ведущие государства мира озабочены ростом коррумпированности своих чиновников и выходом этого явления на международный уровень. Однако в России коррупция стала национальным бедствием и основным препятствием к выходу страны из системного российского кризиса, последствия которого много опаснее, нежели последствия кризиса мирового.Рассматривая влияние коррупции на состояние экономики государства, необходимо остановиться подробнее на основополагающих базовых конструкциях государственного устройства, без которых невозможно существование самого государства. Одной из таких конструкций является государственный бюджет.Наполнение бюджета осуществляется за счет налогов, которые платят бизнес и рядовые граждане. И поскольку все мы являемся налогоплательщиками, то вправе требовать от государства эффективного расходования бюджетных средств и справедливого распределения ресурсов. Государство, в свою очередь, несет ответственность перед гражданами за наполнение государственного бюджета. Таким образом, граждане должны получать достоверную и открытую информацию не только о доходах и расходах, но и об эффективности управления бюджетом и государственными фондами. Основной антикоррупционный фактор здесь — непрозрачность бюджета. Причем речь идет не только о бюджете страны, но и о бюджетах регионов и муниципальных образований.Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты — расходы, различные виды доходов, государственные займы. Государственный бюджет в известном смысле является финансовым разделом программы правительства и формируется в соответствии с ней. В прикладном смысле государственный бюджет представляет собой подробную смету правительственных доходов и расходов по источникам поступления и по основным направлениям и программам расходования средств, переводящую планы работы министерств и ведомств в финансовое выражение. Будучи необходимой экономической базой государственного хозяйствования, государственный бюджет служит эффективным инструментом организации и контроля деятельности органов исполнительной власти.Система финансово-бюджетного регулирования включает широкий спектр воздействий на экономику через механизмы исполнения доходной и расходной частей государственного бюджета.Значительный потенциал воздействия на социально-экономические процессы содержит в себе фискальная функция государства — формирование налоговой системы, сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности.Другим эффективным инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Государственный бюджет из естественного средства покрытия общенациональных расходов государства постепенно превратился в основной элемент макроэкономического регулирования: в настоящее время в экономически развитых странах через государственные бюджеты перераспределяется от 30 до 50 % валового внутреннего продукта. Так как государственный бюджет используется для финансирования оборонных, социальных, инфраструктурных, экологических, научно-технических и других программ, то бюджетная политика может оказывать серьезное влияние на состояние экономики и использоваться для стимулирования экономического роста, проведения антикризисной и антициклической политики государства.Поскольку государство функционирует за счет средств налогоплательщиков и призвано служить интересам собственных граждан, постольку в отношении государства правомерны вопросы: насколько обоснованны цели государственной политики, и насколько эффективно государство использует ресурсы для достижения намеченных целей. В бюджете РФ есть статьи, абсолютно закрытые даже для депутатов Государственной Думы, которая принимает бюджет.В США закрытых статей нет, более того — все расходы свыше 1,0 миллиона долларов доступны для широкого обсуждения. Поэтому, наверное, антикризисный план Полсона, вынесенный на обсуждение конгресса США, содержал более пятисот страниц доказательного текста, а Российский план — несколько страничек. Надо понимать, что именно закрытость и неинформиро-ванность — прямой путь к коррупционным правонарушениям.

Главный механизм предотвращения нарушений в бюджетной сфере — парламентский и общественный контроль. Но, к сожалению, система исполнительной власти в России пока еще является весьма закрытой для граждан и бизнеса. Например, при таком уровне непрозрачности дополнительные расходы российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64% вкладываемых средств. В то же время, по данным экспертов Правительства РФ, сокращение уровня непрозрачности в среднем на 1 пункт коррелирует с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долларов США, прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1% и сокращением инфляции на 0,46%. Если же говорить о парламентском контроле, то в условиях абсолютного приоритета исполнительной власти над законодательной в современной России говорить о возможности парламентского контроля преждевременно.Еще одна базовая конструкция, которая не может не регулироваться государством — государственные заказы и поставки для государственных нужд.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: