Урок 29 кл.6 Тема:«Соло и тутти»

Содержание:

1. Сочетания тембров музыкальных инструментов.

2. Симфонический оркестр, его инструментальные группы.

3. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова).

Музыкальный материал:

1. Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);

2. «Музыканты». Немецкая народная песня (пение).

Характеристика видов деятельности:

1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.

2. Понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике).

3. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях.

Искусство сочетания оркестровых звучностей,

есть одна из сторон души самого сочинения…

Н. Римский-Корсаков

На прошлом уроке мы узнали лишь о нескольких музыкальных инструментах. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Кроме того, широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения.  

-Что такое СОЛО? В музыке издавна принято обозначать так произведения для одного голоса или инструмента, иногда с аккомпанементом. Ранее на занятиях мы с вами слушали соло скрипки, виолончели, флейты и других инструментов.

- Как вы думаете, почему широко применяется СОЛО инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения? (В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам).

Действительно, сочетание тембров придают музыке особую выразительность, помогают передать любой образ или настроение. Композиторы используют все выразительные возможности инструментов, владеют оркестровкой и считают её носительницей музыкальной образности.

 Чаще всего солирующие инструменты  участвуют в общем составе симфонического оркестра, так как оркестр даёт полное и совершенное звучание музыки, а один инструмент не способен дать столько тембров, оттенков сколько даёт оркестр в целом, поэтому сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно сочетания тембров придают музыке такую выразительность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения. Это всегда чувствовали большие мастера оркестра – Бетховен, Берлиоз, Глинка, Шостакович, которые, тщательно использовали все выразительные возможности музыкальных инструментов.

- Тутти — как противоположность понятию соло, то есть исполнение музыки полным составом оркестра или хора. В партитуре исполняемого произведения в этом месте ставят слово-знак Tutti.... В органной музыке термин тутти также означает полное звучание.

- Что вы знаете об истории симфонического оркестра?

История симфонического оркестра насчитывает более трёх столетий. За это время был постепенно сформирован тот состав инструментов, которым пользуются и современные композиторы.

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:

1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);

2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);

3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);

4) ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.)

- Почему симфонический оркестр является одним из достижений человеческой культуры? Чем поражает своих слушателей звучание четырёх групп симфонического оркестра?

Эти четыре группы при их умелом сочетании способны создавать подлинные музыкальные чудеса. Они поражают слушателей то прозрачностью звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

1844 - 1908

Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик

 

Выразительность музыкальных тембров с особенно проявляет себя в произведениях, связанных с яркой изобразительностью. Давайте ещё раз обратимся к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.

Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона.

Эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане» составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова.

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами…

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом:

Белка в нем живёт ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра - чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Первое из трёх чудес - Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку. Второе – тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря. И третье, самое чудесное из чудес,- прекрасная Царевна-Лебедь.

Музыкальное изображение Белки поручено ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания ксилофона, точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания.

Но только этим не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой - одним из самых «сказочных» инструментов, - рисующей образ хрустального дома, в котором живёт Белка.

Там ещё другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор -

С ними дядька Черномор...

Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создаётся различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых - самых мощных инструментов симфонического оркестра.

А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещённого луной.

Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.

Момент превращения Лебедь-птицы в Царевну, вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости. В общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

«Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.

Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою собственную красоту, как творят её живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше и не лучше красоты реального мира, но она существует и, воплощённая в чуде симфонического оркестра, обнаруживает перед нами ещё одну тайну музыки, разгадку которой следует искать в пленительном разнообразии её звучаний.

 

Домашнее задание: Письменно ответить на вопросы:

1. Какие четыре группы музыкальных инструментов включает симфонический оркестр?

2. В чём заключается разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными инструментами?

3. Как инструменты симфонического оркестра могут изображать музыкальный образ? Расскажите на примере одного из «чудес» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: