План-конспект урока
Дисциплина «Методика обучения естествознанию (Природоведение, Биология»
Тема: «Внутреннее строение рыб»
Группа З-С(Д)О-16
Выполнила Лыпкань Ольга Васильевна
Симферополь, 2020
Предмет: Биология
Класс: 8
Тема урока: Внутреннее строение рыб
Цель урока: изучить системы внутренних органов рыбы: опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная
Задачи урока:
образовательные – называть отделы, органы систем и их функции; углублять знания о строение рыб; выделять особенности внутреннего строения рыб, позволяющие им жить в воде;
коррекционно-развивающие – способствовать развитию логического и ассоциативного мышления; совершенствованию монологической речи учащихся; развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей у учащихся.
воспитательные – способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира; создавать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношения.
|
|
· Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: плакаты и карточки со строением всех внутренних систем рыб, изображение окуня, презентация «Рыбы, внутреннее строение рыб», таблица «Внутреннее строение рыб», раздаточный материал «Скелет рыбы», комплекс вопросов для промежуточного контроля.
Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность ученика | ||||||||||||||
Организационный момент | 1-2 мин | Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся. Отметка отсутствующих в журнале. - Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, скажем «Привет». Пожелайте друг другу что-нибудь хорошее, что может «зарядить человека» на весь урок, а может быть, и целый день. | Рапорт дежурного | ||||||||||||||
Актуализация знаний, объявление новой темы | 3-4 мин | - Итак, ребята, что мы изучили на прошлом уроке (ответы учащихся: на прошлых уроках мы познакомились с внешним строением и особенностями передвижения рыб)? Вспомните, какие особенности внешнего строения рыб обеспечивают им возможность обитания в воде? Ответьте на вопросы: (вопросы на слайде) 1)На какие два класса делят надкласс Рыбы? 2)Какие части можно выделить в теле рыбы? 3)Какие плавники различают у рыб? 4)Какие функции выполняют плавники у рыб? Выберите верные утверждения: (слайд на экране) (выборочно вызывать учеников, которые с экрана зачитывают утверждения и определяют их правильность) 1.Рыбы имеют особый орган чувств – боковую линию. 2.Костные рыбы малочисленная и древняя группа животных. 3.Тело рыбы покрыто чешуёй, предохраняющей от механических повреждений. 4.К костным рыбам относятся акулы и скаты. 5.К непарным плавникам относится грудной плавник. 6.Слизь, которой покрыть тело рыб, выделяется железами, находящимися в коже. 7.Органом слуха у рыб является внутреннее ухо. | Отвечают на вопросы | ||||||||||||||
Изучение нового материала | 20-25 мин | - Объектом изучения сегодня будет рыба, модель которой перед вами (демонстрация). Правильно, это окунь речной.
Речной окунь, как и любая рыба, тяжелее воды, плотность его тела больше плотности воды. Но почему же тогда речной окунь не тонет?
Мы с вами уже выяснили, какие особенности внешнего строения рыб позволяют им жить в воде. Но это не единственные особенности, позволяющие рыбам жить в воде.
А что же мы с вами должны ещё изучить, чтобы понять все особенности рыб, позволяющие им жить в воде? (ответ учеников- внутреннее строение).
Что относится к внутреннему строению рыб?
- Итак, давайте вспомним, что у представителей типа Членистоногие имелся хитиновый покров, который выполнял определённую функцию. Какую?
-Правильно, он выполнял функцию наружного скелета. У представителей надкласса Рыбы впервые появляется внутренний скелет, который вместе с мышцами формирует опорно-двигательную систему рыб. Давайте с вами рассмотрим скелет костной рыбы и составим схему скелета рыбы.
А-скелет рыбы:1-челюсти;2-череп;3-жаберная крышка;4-плечевой пояс; 5-скелет грудного плавника;6-скелет брюшного плавника; 7-рёбра; 8-плавниковые лучи; 9-позвонки;
Б-туловищный позвонок; В- хвостовой позвонок: 1-остистый отросток;2-верхняя дуга; 3-боковой отросток; 4-нижняя дуга.
На экране проецируется скелет костной рыбы, рассматривая который учащиеся под руководством учителя (учитель составляет схему на доске, ученики - в тетрадях) составляют опорную схему:
Объяснение материала «Опорно-двигательная система» учителем.
Конспект.
Скелет рыбы состоит из позвоночника, который образован позвонками (у окуня 38-42 позвонка). Каждый позвонок имеет утолщённую часть – тело позвонка, а также верхние и нижние дуги. Верхние дуги смыкаются и образуют канал, в котором лежит спинной мозг. Дуги защищают его от травм. Вверх от дуг торчат длинные остистые отростки. В туловищном отделе нижние дуги позвонков разомкнуты. К ним примыкают рёбра – они защищают внутренние органы и служат опорой для мускулатуры. В хвостовом отделе нижние дуги позвонков образуют канал, в котором проходят кровеносные сосуды.
В скелете головы виден небольшой череп. Кости черепа защищают головной мозг. В скелете головы различают верхние и нижние челюсти, кости глазниц и жаберный аппарат.
В жаберном аппарате заметны крупные жаберные крышки. Под жаберными крышками находятся жаберные дуги – они парные: левые и правые (у окуня их 4).
На жаберных дугах находятся жабры.
К костям прикрепляются мышцы. Самые сильные из них находятся на спинной стороне туловища и в хвостовом отделе.
Сокращение и расслабление мышц вызывает изгибание тела рыбы, благодаря чему она передвигается в воде. В голове и у плавников находятся мышцы, приводящие в движение челюсти, жаберные крышки и плавники. (На экране проецируется изображение мускулатуры рыб.)
Вывод: скелет рыбы служит опорой для мышц и защитой для внутренних органов.
После рассмотрения материала по опорно-двигательной системе учащимся выдаётся раздаточный материал «Скелет рыбы» (необходимо рассмотреть и ознакомиться ещё раз со скелетом рыбы, не более 3-ёх минут).
Промежуточный контроль.
На экране проецируется скелет рыбы, где цифрами указаны части скелета. Учитель называет номера, а ученики по очереди называют части скелета.
Изучение внутреннего строения рыбы.
Изучение нового материала будет происходить в виде самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. В результате этого вида деятельности учащиеся должны заполнить таблицу («Шапку» таблицы необходимо записать на доске). «Шапка» таблицы выглядит следующими образом:
Внутреннее строение рыбы
Таблица заполняется учащимися совместно с учителем.
После изучения каждой системы органов, среди учащихся проводится контроль усвоения знаний. |