Причины трудностей в эмоциональной коммуникации

Основные трудности эмоциональной коммуникации связаны с тем, что функционирование эмоций обеспечивается как врожденными, так и приобретенными механизмами человеческого поведения, и каждый из нас существенным образом зависит от той среды, в которой формируется его личность. Рассогласования и даже конфликты между генетически заданными и социально усвоенными системами человеческой жизнедеятельности приводят к сбоям и в эмоциональной коммуникации.

Выделим три группы проблем, возникающих в процессе эмоциональной коммуникации:

1) проблема кодирования эмоций;

2) проблема эмоциональной экспрессии;

3) проблема синхронизации и координации эмоциональных реакций в межличностной коммуникации.

 

Кодирование эмоций как проблема

Кодирование эмоций — процесс преобразования эмоциональных переживаний в знаковую форму – словесную, невербальную, цифровую, музыкальную и др.

Декодирование – расшифровка символов, составляющих эмоциональное сообщение.

Осознание эмоций прямо связано с их обозначением. Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду, во-первых, что у него данное состояние зафиксировано настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях, и, во-вторых, что он способен выразить данное состояние в знаковой (словесной)  форме.

Процесс обозначения эмоциональных переживаний содержит объективное внутреннее противоречие между природой невербальных процессов и вербальным поведением. В семиотике (науке о знаках и знаковых системах) постулируется принцип неизбыточности сосуществования семиотических (знаковых) систем. Он подразумевает, что нельзя передать одно и то же содержание, опираясь на неодинаковую базу, т. е. нельзя сказать одно и то же с помощью слов, музыки, рисунка, танца и т. д. Иначе говоря, между семиотическими системами не существует “синонимии”. Вербальный и невербальный языки представляют разные семиотические системы. Невербальные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т. д.) извещают о том, что происходит “здесь и сейчас”, в рамках конкретной ситуации, о текущем состоянии человека и его отношении к предмету разговора и слушателям. Они сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, могут дополнять и противоречить друг другу, их трудно разложить на отдельные единицы. Фразой «я не знаю, как выразить это словами» человек сообщает не о том, что он не умеет говорить, но указывает на несовпадение речевого и неречевого каналов коммуникации, на невозможность передать словами быстро меняющееся настроение или противоречивый комплекс чувств.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. С помощью других людей, прежде всего родителей, ребенок учится выделять первоначально в недифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, например, связанные с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Важнейшим средством осознания эмоций становится их называние (вербализация). Вербализация эмоций нацелена не столько на точное обозначение их невербальных проявлений, сколько решает задачу социальную – обеспечить возможность совместного существования и взаимопонимания между людьми. Общаясь с ребенком, родители помогают ему различать свои и чужие чувства, называют их, показывают их связь с вызвавшим их предметом, учат формам выражения. Ребенок не только узнает, например, что эмоция, которую он переживает, называется «страх» или «радость», но учится замечать, что с ним происходит, когда он боится или радуется, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.  Впоследствии, приобретая более или менее постоянный эмоциональный знак, предмет (или даже просто размышления о нем) начинает вызывать у человека связанные с ним переживания. Так, уже предвосхищение и обещание лакомства, игрушки, приближение праздника вызывает радость ребенка, а просьба об игрушке, лакомстве или развлечении по сути есть требование удовольствия. Наряду с вербальным определением самой эмоции важным моментом осознания эмоциональных реакций становится указание на связь между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоциями и действиями, к которым она побуждает, с другой.

Вместе с тем именно в этой зависимости эмоциональной социализации от систематической работы близких людей, от их терпеливости и уровня эмоциональной просвещенности содержится риск возможных трудностей эмоционального коммуникативного поведения человека. Незавершенная или неполная работа по кодированию/декодированию эмоций, например, отсутствие в словарном запасе названия эмоционального состояния или неточное его обозначение, способны привести к внутренней дезориентации человека относительно собственных переживаний и, как следствие, к сбоям в эмоциональной коммуникации. Так, из огромного разнообразия переживаемых эмоций, большинство людей выделяют и называют лишь малое их число просто в силу отсутствия навыка описания конкретного переживания. Например, одна и та же фраза «мне плохо» используется для описания смущения, обиды, раздражения, горя, злобы и других негативных состояний.

В результате неудовлетворительного кодирования эмоций может иметь место:

· отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.);

· неверное определение эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, страх неудачи – как незаинтересованность);

· неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его недовольство вызвано недостойным поведением других людей, тогда как действительная причина – в отсутствии необходимого внимания со стороны окружающих, то есть в неудовлетворенности базовой для него потребности).

 Эмоциональная экспрессия как проблема

Эмоциональная экспрессия – непосредственно наблюдаемые сигналы и знаки (вербальные, жестовые, мимические), информирующие об эмоциональном состоянии субъекта.

Большинство людей без особых затруднений овладевает языком эмоций, наблюдая за выражением лиц окружающих, их жестами, голосом, эмоциональными действиями. При этом на формирование эмоциональной экспрессии оказывают влияние три фактора:

· нервномышечная активность, обеспечивающая проявление определенных эмоциональных состояний

· индивидуальные экспрессивные особенности, свойственные только данному человеку 

· приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю

Проблемы эмоциональной коммуникации, связанные с эмоциональной экспрессией, вызваны прежде всего действием последнего из перечисленных факторов.

Социальные ожидания

Неписаные правила коммуникации, определяя содержание и форму выражения эмоций и чувств, нередко затрудняют прямое выражение своих чувств. Так, в большинстве стран существуют стереотипные представления о гендерных различиях в эмоциональном поведении: ожидается, что мужчины должны быть более сдержанны в проявлении эмоций, чем женщины, за исключением тех эмоций, которые включены в их ролевое поведение. Например, мужчинам разрешено выражать гнев или презрение, поскольку эти эмоции могут быть включены в арсенал приемов властного воздействия, в то время как эмоции обиды, страха, печали из этих же соображений не поощряются в эмоциональном поведении мужчин. В свою очередь женщинам позволительно обнаруживать обиду, грусть, от них также ожидается проявление заботы и участия (независимо от их реальных потребностей и чувств по отношению к предмету заботы), но запрещено демонстрировать свой гнев или ярость (см.: Социальные функции эмоции // Handbook of emotion). Включенность человека в различные группы с относительно несовпадающими, а иногда и прямо противоположными нормами эмоционального поведения может вызывать у него внутренний конфликт и возможные коммуникативные сбои в отношениях с разными кругами людей.

Профессиональные роли

Включение эмоции в структуру любого ролевого поведения также предполагает наличие жестких границ и норм социального контроля за эмоциональным поведением человека. Так, в деловой коммуникации значение имеет не искренность в проявлении собственных чувств и отношении к участникам деловой ситуации, но целесообразность их как с точки зрения решения профессиональных задач, так и соответствия представлениям о модели ролевого поведения. Продавцов обучают улыбаться покупателям, какими бы противными они им не казались. Учителя не должны иметь любимчиков, но одинаково относиться ко всем своим ученикам. Преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ студента, демонстрирующего энергично-деловое настроение, чем естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха. Адвокат, плачущий под впечатлением печальной истории своего подзащитного, будет выглядеть непрофессионально.  Если в деловой коммуникации от ее участников ожидается контроль за действительно переживаемыми эмоциями и соответствующая реакция не на подлинные, а на демонстрируемые эмоции своих коллег, то в интимном общении ситуация обратная. Партнеры ожидают друг от друга проявления истинных чувств и встречного внимания к своему эмоциональному состоянию, даже если оно скрыто или проявлено не в полной мере. Если по каким-то причинам хотя бы один из партнеров этого не делает, возникает реальная угроза сохранению эмоциональной близости между ними.  

Наличие в культуре жестких правил и запретов на проявление и формы выражения эмоций, при том, что их функциональное назначение вполне понятно, создает серьезные проблемы как для эмоционального самочувствия отдельных людей, так и для процесса эмоциональной коммуникации. К наиболее значимым негативным следствиям следует отнести:

· снижение способности к переживанию глубоких чувств

· утрату навыков выразительного эмоционального поведения

· дезориентацию партнеров по коммуникации в эмоциональном состоянии друг друга.

Синхронизация и координация эмоциональных реакций как проблема

Межличностная коммуникация предполагает использование определенных механизмов межличностной настройки, которые могут либо усиливать, либо снижать возможности функционирования пары. К числу важных показателей устойчивости контакта исследователи относят синхронность взаимодействия (см.: Fisher A. B., Adams K. L., 1994). Внешне это проявляется в так называемой зеркальности поведения, когда участники коммуникации невольно повторяют позы, жесты, движения, реплики друг друга. Любое взаимодействие между людьми обладает определенным уровнем синхронности, который варьируется от “очень низкого” до “очень высокого”. Именно по этому параметру можно оценить направленность развития отношений: чем выше синхронизированность поведения участников коммуникации, тем бóльшую ясность приобретает коммуникации, исчезает необходимость защищать себя, создаются благоприятные условия для выслушивания партнера, общение становится обоюдно подкрепляющим. И, напротив, чем ниже уровень синхронности, тем менее ясным является определение отношений и, как следствие, удовлетворенность ими.

На первый взгляд, достижение синхронности в эмоциональной коммуникации облегчается действием таких механизмов, как эмоциональное заражение и подражание: наблюдая за эмоциональным настроем друг друга, люди с высокой вероятностью попадают под эмоциональное влияние друг друга, начинают демонстрировать сходство эмоциональной экспрессии (улыбка или грустное выражение лица одного начинает отражаться в улыбке или выражении печали на лице другого). Вместе с тем, как показывает практика, в реальных ситуациях общения одной из  ключевых проблем эмоциональной коммуникация оказывается чрезвычайно высокая вероятность нарушения синхронности эмоциональных реакций ее участников, а не их синхронизация.  К факторам риска можно отнести следующие:

Индивидуальные особенности эмоциональных свойств личности коммуникантов.

Способы выражения эмоций – составляющая индивидуального стиля общения любого человека. Важными характеристиками индивидуальных различий эмоционального реагирования являются «лабильность эмоций» и «экспрессивность личности». «Лабильность эмоций» означает скорость реакций человека на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, перехода из одних эмоциональных состояний в другие. Очень высокая лабильность эмоций может осложнять отношения с окружающими, так как человек бывает слишком импульсивным и плохо управляет собой, ему трудно приобрести постоянные привязанности, выработать устойчивые взгляды и убеждения. Низкая эмоциональная лабильность также создает трудности, поскольку проявляется как эмоциональная негибкость. «Экспрессивность личности» является интегральной функцией двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и контроля человека за их выражением. По степени эмоциональной экспрессивности людей можно расположить по шкале от чрезвычайно экспрессивных до чрезвычайно сдержанных. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем выше его экспрессивность. По степени проявления экспрессии (в частности, на лице) различают гипомимию и гипермимию. Гипомимия означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, бедность выразительных средств речи, монотонность интонации, потухший, ничего не выражающий взгляд. Гипермимия связана с обилием ярких и быстро сменяющихся экспрессивных актов (беспричинный смех, манерность поз, вычурность движений) (см. Ильин Е. П.,). Недостаточная, как и чрезмерная эмоциональная экспрессивность могут вызывать напряжения в эмоциональной коммуникации. Чрезмерная сдержанность в проявлении эмоций и чувств с высокой вероятностью формирует впечатление о человеке как холодном, равнодушном, высокомерном, что может вызывать неприязнь и становится препятствием для установления с ним нормальных отношений. В случае общения людей с принципиально разными эмоциональными стилями поведения усиливается риск несходства эмоциональных реакций, как в знаке эмоциональных переживаний (один радуется событию, которое другого раздражает), так в интенсивности и длительности переживания.

Установка на собственное превосходство в отношениях

Как мы знаем, наши сообщения друг другу могут содержать принятие, непринятие или игнорирование личности (Я-концепции) партнера по коммуникации. Нарушение синхронности взаимодействия усиливается при выборе хотя бы одним участником коммуникации второй или третьей установки. Это проявляется в использовании эмотивных высказываний, содержащих явно выраженные негативные оценки личности другого в форме оскорблений, угроз, высмеивании, унижающих характеристик и пр., что можно рассматривать как проявление эмоционального насилия. Эмоциональное игнорирование или равнодушие обнаруживается в отсутствии реакции на эмоциональное состояние партнера, снижении значения его переживаний или отрицании его права на чувства («да брось ты злиться», «вот нашел из-за чего расстраиваться», «чего ты радуешься как первоклассник-то» и т. п.).

Эмотивное высказывание – высказывание, содержащее эмоциональное отношение к какому-либо событию, факту, предмету, явлению.

Эгоцентрическая установка

Эгоцентрическая направленность в коммуникативном поведении обнаруживается в стремлении человека удовлетворять свои желания, отстаивать свои цели, планы, взгляды без должной координации этих устремлений с другими людьми, мешая тем самым адекватному пониманию партнеров по общению. Погруженность в собственный психологический мир, невнимательность к окружающим ведет к искажению смыслов сообщаемой информации, к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей, как следствие – неэффективность совместной деятельности, конфликты, обиды. В социальной психологии используется термин “коммуникативный эгоцентризм” для описания поведенческих моделей, обнаруживающих такую центрацию на себе здоровых взрослых людей. Его показательными моментами, в частности, являются наличие в речи эготизма (стремление человека рассказывать о себе, упоминать о своих достоинствах и т. п., повышая тем самым собственную значимость) и ретрофлексии (критическая оценка человеком своего поведения, действия, результатов деятельности во время диалога с другими людьми) (см.: Пашукова Т.А., 2000).

Манипулятивная установка в общении

Манипулятивная установка в общении по определению предполагает неравенство сторон: «манипулятор», контролируя взаимодействие и скрывая свои подлинные намерения, стремится использовать другого человека для достижения своих целей. В эмоциональной коммуникации данная установка проявляется, когда игнорирование эмоциональных состояний другого участника коммуникации или возбуждение в нем эмоций определенного содержания (например, чувства вины или страха) и определенной интенсивности (например, сильнейшего любопытства или очень сильного смущения) оказываются средством управления поведением этого человека в выгодном для манипулятора направлении.

Страх личной уязвимости

Нарушению синхронности взаимодействия способствует и чувство тревоги хотя бы одного участника, вызванное опасением, что эмоциональная открытость и искренность повлияет нежелательным для него образом на представление о нем и отношение к нему. Скажем, узнав о наших слабостях и страхах, значимый для нас человек перестанет нас уважать, или, узнав, как сильно мы привязаны к этому человеку, он отвергнет нас. На принятие решения об эмоциональном самораскрытии влияет также беспокойство, что эта информация может быть использована помимо нашего желания и во вред нам. Всё это приводит к тому, что человек скрывает или намеренно искажает свои чувства.

Опасение нанести вред чувствам партнера

Большинство из нас сдерживают чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку боится обидеть, расстроить или разозлить нашего партнера. Важно подчеркнуть, что существо проблемы и в этом случае связано с исходным несовпадением эмоциональных переживаний участников эмоциональной коммуникации: в тот момент, когда мы не хотим расстраивать нашего близкого, выражая свое недовольство какими-то его действиями, он находится, в отличие от нас, в позитивном эмоциональном состоянии. Другой вариант: зная, что кто-то из наших близких и так перегружен эмоциональными проблемами, мы из самых добрых побуждений контролируем свои эмоции, чтобы снизить эмоциональную нагрузку на него. Иногда такие решения кажутся по-настоящему мудрыми. Не случайно, абсолютная открытость своих чувств большинством людей оценивается как признак социальной незрелости. Сообщение о собственных чувствах вообще трудная задача. Особенно о чувствах, которые могут угрожать лицу других. Иначе говоря, для многих людей наибольшие трудности вызывает сообщение в глаза присутствующему человеку о своих связанных с ним негативных эмоциях, переживаемых здесь и сейчас. Эмоции, о которых люди могут говорить прямо, обычно позитивны. При этом наименьшую трудность вызывает сообщение о положительном отношении к отсутствующему лицу применительно к прошлой ситуации. Вместе с тем принципиально важно понимать, что мы не говорим о своих чувствах, просто не зная, как быть конструктивно открытым. В результате и наш партнер остается в полном неведении о наших переживаниях в связи с его действиями, и мы сами оказываемся лишенными информации о том, какой могла бы быть его реакция.

Следствиями нарушения синхронности и координированности эмоциональных реакций могут быть:

·Ухудшение отношений под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда открыто не говорилось.

·Трудности в проявлении собственных эмоций и понимании чувств других, снижение самооценки.

·Усиление защитных механизмов в общении, в том числе перенесение ответственности за свои эмоции с себя на других, оценка другого как трудного партнера.

Хотя рассмотренные в этом параграфе причины вновь и вновь вызывают сбои в эмоциональной коммуникации, вместе с тем, очевидно, что символическая и экспрессивная деятельность людей поддается контролю и изменению. Далее рассмотрим, какие усилия люди могут предпринять, чтобы снизить негативные последствия действия данных факторов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: