Группа- что объединяет девочек?

Урок родной литературы (русской) в 6 классе  по рассказу Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с рассказом Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова», обменяться опытом прочтения;
  • омочь учащимся увидеть страшные и несовместимые понятия: дети и война.
  • Проследить связь поколений на примере удивительной дружбы девочек с Васильевского острова;
  • Развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения работать в группе, творческого мышления.

На доске записано: ДНЕВНИК, ЛЕНИНГРАД, БЛОКАДА, 900 дней и ночей, ДОРОГА ЖИЗНИ, ТАНЯ САВИЧЕВА

I. Актуализация опорных знаний учащихся

Я прошу вас обратить внимание на слова, выписанные на доску: Это слова, с которыми вы познакомитесь в течение урока. Ребята, прочитайте, что написано на доске? Откуда эти слова? Кто такая Таня Савичева? Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О голоде, Тане Савичевой, об ужасах войны, о детях, которых хотели убить голодом, о непокоренном Ленинграде, о том, что война больше не должна повториться)

Запись даты и темы урока в тетрадь.

 «Что такое дневник? Какие дневники бывают?» В толковом словаре Ожегов С.И. дает такое определение понятию «дневник»: записи, ведущиеся изо дня в день (ответы детей): Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах – школьный дневник. Тетрадь для записи своих мыслей, чувств - личный дневник. Каким разным может быть дневник! Мы же поговорим об особом дневнике: дневнике Тани Савичевой, познакомившись с произведением Ю.Яковлева.

Она жила  в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город. Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжег и мое сердце, когда я была ещё такой, как вы, ребята.

Ленинград – Санкт-Петербург. Ленинград стоит на островах. Самый большой из них — Васильевский. Вдоль, как полосы на спине бурундука, тянутся проспекты с названиями, поперек — безымянные улицы. Зато каждая сторона улицы — линия имеет свой номер. На 2-й линии, в доме 13/6 жили Савичевы. Внизу — Таня с мамой, братьями, сестрами и бабушкой, на втором этаже, прямо над их квартирой, — два одиноких брата, Танины дяди. Так что в одном подъезде жили сразу девять Савичевых.

Блокада –окружение города войском неприятеля с целью отрезать от внешнего мира и этим принудить сдаться.

1941г. – 1943г. – 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда.

Дорога жизни – дорога в блокадном Ленинграде, по которой возили продовольствие в город и вывозили больных и детей. На 3-ем км Дороги Жизни поставлен памятник «Цветок жизни», детям блокадного Ленинграда, о которых идёт речь в рассказе. На лепестках этого цветка слова песни «Пусть всегда будет солнце», а рядом каменные строки Таниного дневника.

Просмотр презентации

Ребята, так совпало, что сегодня 27 января отмечается День воинской славы России — День полного освобождения города Ленинграда от блокады (1944 год) ныне Санкт-Петербурга, и именно в этот день мы с вами поговорим о Тане Савичевой.

Мы знаем, что такое блокада. Это 900 дней ужаса, постоянных бомбежек, голода, холода. Дети, работающие на заводах за дополнительную пайку хлеба.

Это дорога по льду Ладожского озера, по которой доставляли в город продовольствие и боеприпасы, и вывозили раненых и детей, оставшихся без родителей. Дорога, которую фашисты ежечасно бомбили, и тем не менее это была единственная дорога. Дорога Жизни. И смерть...

 Вы скажете: «Зачем об этом говорить? Ведь это страшно!..» Да, страшно. Но нет на свете ничего страшнее забвения. Забвение — ржавчина памяти.

Ребята, каковы цели нашего урока? Что мы хотим узнать? (обменяться впечатлениями, мыслями, вспомнить о блокаде Ленинграда, развивать навыки связной речи).

Учитель: Согласна с вами и еще проследить связь поколений на примере удивительной дружбы девочек с Васильевского острова;

II.Мотивация познавательной деятельности учащихся

Слово учителя

Я бы хотела, чтобы мы с вами прониклись всем сердцем к этой трагической теме и создали свой проект «Письмо Тане» по рассказу Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова».

Чтение текста Ю Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

III. Работа над темой урока

- Рассказ Ю. Яковлева называется “Девочки с Васильевского острова”. О каких девочках идёт речь? ( Речь идет о Тане Савичевой – жительнице блокадного Ленинграда, и Вале Зайцевой – девочке, живущей много лет спустя после войны)

- Мы понимаем, что Тани нет давно на свете, но в рассказе она предстаёт живой девочкой. К ак это удается автору? Как создается им образ девочки? (Это мы чувствуем уже с первой фразы, сказанной о ней Валей: “У меня есть подружка – Таня Савичева”. Образ Тани складывается из отдельных деталей и подробностей её жизни. Мы узнаём о том, что ходила гулять с подружкой в Румянцевский сад, что “бабушка посылала Таню за керосином” в лавку. У неё есть брат Лёка. “У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил. Зарабатывал деньги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и все скрипел у себя своим рейсфедером»).

РАБОТА В ГРУППАХ. 1 группа - дать характеристику Вале Зайцевой,

 2 группа - Тане Савичевой,

группа- что объединяет девочек?

5 минут Проверяем Обращаемся к тексту. Ответы детей:

1 группа. Они боевые, умеют дать отпор и добиваться своей цели. «Мы василеостровские девчонки, - говорит героиня рассказа Валя, - умеем постоять за себя, когда надо…»; «Мы василеостровские девчонки, кого хочешь, найдем!».

Они - настоящие подруги и никогда не бросают друзей в беде («…И если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать»).

Они очень мужественные. Валя уверена, что не будь Таня Савичева «василеостровской ленинградской, не продержалась бы так долго».

Попытаемся сравнить Валю Зайцеву и Таню Савичеву. 2 группа

Валя Зайцева Таня Савичева
1. Она, как и все «василеостровские девчонки», боевая и решительная. «Вчера я отдубасила одного мальчишку, - рассказывает девочка. – Отвесила ему хорошего леща». 2. Она настойчивая и добивается своего во что бы то ни стало. Когда ее не хотели допускать к строительству памятника детям блокады и требовали, чтобы она приходила только «со своим районом», Валя не сдавалась и добилась своего. 3. Она - настоящая подруга и готова прийти на помощь в любую минуту. Рассказывая о заикании Тани, Валя говорит: «Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я бы нашла такого». 4. Она хочет подарить Тане своего хомячка, поиграть с ней в ее игры, чтобы только подружке стало веселее. 5. Валя глубоко переживает все, что было с девочкой из блокадного Ленинграда, она не раз пытается поставить себя на ее место, чтобы почувствовать себя так же, как Таня: «Если просто хочешь есть, это не голод. Поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – все. Что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом – умирает». 1. Таня «была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах – споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово». 2. «Моя подружка пела, потому что когда поешь – не заикаешься. Ей нельзя было заикаться, она собиралась стать учительницей, как Линда Августовна. Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в угол: «Дети, сегодня мы займемся повторением…» И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате никого нет». 3. Таня стойкая и мужественная. Теряя одного за другим родных людей, она «не сдавалась – жила в родном городе в самое трудное время».

Вывод: Все, что происходило в жизни Тани, стало и Валиным, как и должно быть у настоящих подруг.

 

3 группа: Что объединяет девочек?

1. Они «одногодки».

2. Они с Васильевского острова

3. Они соседки

4. Учатся в одной школе.

5. У них одинаковый почерк и одинаковые записные книжки. («У меня есть такая же книжка. За сорок копеек.

6. Дружба.

Ребята, скажите, пожалуйста, почему много раз повторяется «Мне рассказывали»? Что это значит? Этот дневник – маленькая записная книжка с семью страшными записями, был предъявлен в качестве обвинительного документа на Нюренбергском процессе, где судили немецкий фашизм.

Мы уже говорили, что только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. Дорогу эту назвали Дорогой жизни?

А почему Валя решила отыскать её? ( Она своими глазами хотела увидеть эту Дорогу жизни, которая для Тани стала дорогой смерти).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: