Анализ. зарубежной и отечественной литературы показал, что изучение феномена эмоционального интеллекта началось с представления о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов. Прояснение сущности феномена происходит в трех разных направлениях:
– научном – в работах таких ученых, как Т.П. Березовская, С.П. Деревянко, Д.В. Люсин, Дж. Мейер, М.А. Манойлова, П. Сэловей и другие;
– «популистическом» – Г. Бук, Д. Гоулман, С. Стейн и другие;
– в русле социального интеллекта – О.П. Джон, С. Космитский, Р. Риггио, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков и другие.
Следовательно, возникает проблема множественности теорий эмоционального интеллекта.
Развитие эмоционального интеллекта в онтогенезе тесно связан с развитием эмоционально-волевой сферы в целом. В основном выявлена такая закономерность:
– от проявление эмоций для удовлетворения органических потребностей до удовлетворения потребностей общения, самоактуализации;
– от неточных дифференцировок сходных эмоциональных состояний к более точным;
– от установок на внешние характеристики для опознания эмоций к нахождению связей с определенной ситуацией, а затем связывают с знаниями о внутренних состояниях, вызвавших ту или иную эмоцию;
– от непроизвольности эмоциональной саморегуляции к произвольной;
– от невербального опознания эмоций к вербальным;
– от скудности словарного запаса об эмоциональных состояниях к богатству;
– от неумения к опосредованию эмоциональных переживаний к их вербализации.
Уровень эмоционального интеллекта у детей с интеллектуальной недостаточностью находится в прямой зависимости от недоразвития интеллектуальной сферы, структуры дефекта, социальных условий.
Для таких детей характерны:
– некритическое самовосприятие;
– поверхностность, неточность и неадекватность опознания эмоциональных переживаний других людей;
– образы эмоциональных состояний словесно не воспроизводятся, обнаруживается бедный запас понятий, обозначающих эмоциональное состояние;
– недифференцированность тонких эмоциональных состояний.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ