Порядок защиты прав детей в РФ

В соответствие с п.1 ст.8 СК РФ защита прав детей осуществляется судом, а также государственными органами или органами опеки и попечительства.

Судебная защита прав детей осуществляется прямо и косвенно. Говоря о прямой судебной защите, я имею в виду дела непосредственно связанные с семейным воспитанием несовершеннолетних. Это: - определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей;

- обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим отдельно от него;

- обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками;

- лишение родительских прав и восстановление в родительских правах;

- ограничение родительских прав и его отмена.

Характерная особенность прямой защиты прав детей заключается в том, что здесь налицо спор о праве на семейное воспитание.

Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства (материнства). Также косвенная защита может осуществляться и с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, уголовного, административного, трудового и других).

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется государственными органами и органами опеки и попечительства. К государственным органам относятся:

- Прокуратура;

- Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

- предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ);

- предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка;

- непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка;

- внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона;

- опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом.

Органами опеки и попечительства являются органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, а также осуществляют, последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Кроме того, органы опеки и попечительства:

- предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав;

- выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав;

- дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления;

- дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье;

- участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства работу по защите прав несовершеннолетних, как правило, выполняет один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что выполнять удаётся только самую неотложную работу, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений и т.д.

Статья 56 СК РФ дает возможность несовершеннолетним самостоятельно защищать свои права, в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд.

Право ребенка на самозащиту означает обязанность органов, осуществляющих защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц, фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов, которые основаны на международных нормативных актах, являющиеся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение. Более того, Конституция РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Заключение

Из представленного в данной курсовой работе материала видно, что в законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия встает на путь стабильности и формирования условий для экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство.

Таким образом к личным правам детей, в соответствии с Конвенцией о правах детей и СК РФ, относятся: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать своё мнение, право на имя, право на охрану здоровья, право на образование, право на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и занятость, право на отдых, оздоровление и досуг.

На основании изучения и анализа научной юридической литературы, можно сделать следующие выводы:

- современное Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан;

- взаимодействие различных отраслей права при определении правового статуса несовершеннолетних создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.

Полагаю, что в настоящий момент имеется неплохая законодательная база для защиты личных неимущественных прав ребенка. Теперь важно правильно сформулировать правосознание граждан для того, чтобы права детей не нарушались.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: