Этапы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией

Логопедическое обследование дошкольников в настоящее время является актуальной задачей, так как детей с речевыми нарушениями с каждым годом становится все больше и больше. Своевременное выявление особенностей формирования речи, а также особенностей речевых нарушений у дошкольников позволяет оказать таким детям логопедическую помощь, эффективно подготовить к школьному обучению.

Согласно Л.Г. Парамоновой: «Целью индивидуального логопедического обследования является выявление дошкольников с речевыми нарушениями, а также определение форм и средств коррекционно-развивающей работы для этой категории обучающихся» [22, c. 39].

Задачи логопедического обследования по мнению автора заключаются в следующем:

– выявить дошкольников, которые имеют различные нарушения речи;

– выявить особенности речевого развития ребенка для последующего планирования и проведения коррекционно-образовательного процесса;

– выявить особенности психического и физического состояния ребенка для направления на консультацию к соответствующим специалистам, а также учета этих особенностей и рекомендаций специалистов при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы;

– выявить изменения в речевой деятельности для определения эффективности коррекционной работы [22].

По данным Г. Р. Шашкиной, Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой можно выделить следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

– ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком;

– диагностический этап, включающий в себя обследование всех компонентов речевой системы, а также обследование когнитивных и сенсорных процессов;

– аналитический этап, включающий в себя интерпретацию полученных данных, заполнение речевой карты, логопедическое заключение;

– прогностический этап, на котором выясняются основные направления коррекционной работы, составление индивидуального плана работы;

– динамический этап, который заключается в наблюдении за ребенком в условиях специального обучения и воспитания, прослеживании определенных тенденций речевого развития;

– заключительный этап [30].

Рассмотрим подробно этапы логопедического обследования.

1.Ориентировочный этап.

Задачи: сбор анамнестических данных; выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка.

Виды деятельности: изучение педагогической и медицинской документации; изучение работ ребенка: беседа с родителями и педагогами.

2.Диагностический этап.

Этот этап является непосредственно процедурой обследования ребенка.

Методы логопедического обследования на данном этапе: беседа с ребенком; наблюдение за ребенком; игра.

На данном этапе в работе логопедами используется речевая карта и приложение к ней, разработанные на основе диагностических методик Е.В. Мазановой, Иншакова О.Б., В.С. Володиной, О.И. Азовой.

Логопедическое обследование охватывает все компоненты языковой системы:

– Обследование связной речи.

В соответствии с принципами «от общего к частному и от простого к сложному» ребенку после 4,5 лет предлагаются следующие виды заданий: составление описательного рассказа по впечатлениям (по памяти); составление описательного рассказа с опорой на объект или по картинке; составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке; составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Во время беседы с ребенком и во время обследования связной речи логопед обращает внимание на уровень сформированности таких видов деятельности как говорение и аудирование, а также на уровень тех языковых средств, которые обеспечивают эти процессы [30].

– Обследование словарного запаса. Специалист фиксирует соотнесение объема словаря существительных, глаголов и прилагательных, а также фиксирует в речевой карте ошибки при использовании лексических средств.

– Обследование грамматического строя языка.

Становление грамматического строя языка у дошкольников еще не закончен, это необходимо учитывать при обследовании. Детям дошкольного возраста характерна унификация грамматических форм и правил, грамматика дошкольника является грамматикой устной речи. В качестве материала для обследования грамматического строя речи рассматриваются системные грамматические формы и конструкции [28].

– Грамматические навыки изучаются в следующих разделах: синтаксис; словообразование; словоизменение. На данном этапе необходимо изучать как продуктивные виды речевой деятельности, так и рецептивные, поскольку лингвисты выделяют как активную, так и пассивную грамматику. Речевой материал отбирается в соответствии с возрастом и речевыми возможностями ребенка с учетом онтогенеза.

– Обследование звуковой стороны речи.

Обследование произношения звуков имеет два аспекта – артикуляционный и фонологический.

– Обследование произношения звуков речи проходит поэтапно: обследование изолированного произношения; обследование произношения звуков в слогах; обследование произношения звуков в словах; обследование произношения звуков в предложениях.

Проверяются следующие группы звуков: гласные: А, О, У, Э, И, Ы; свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ; сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ; глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твердом и мягком звучании: П’-Б’, Т’-Д’, К’-Г’, Ф’-В’; мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ) [32].

Выявленные дефекты звукопроизношения группируют в соответствии с общепринятой фонетической классификацией: отсутствие звука, искажение звука, замена звука, смешение звука.

Обследование строения артикуляционного аппарата включает следующие аспекты: губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа; зубы [13].

– Обследование фонематического восприятия направлено на то, чтобы выяснить, как у ребенка сформированы следующие процессы: узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других; различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах; запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов; запоминание звуковых рядов.

– Обследование слоговой структуры слова.

Обследование слоговой структуры слова проводится, если у ребенка дошкольного возраста есть проблемы с использованием в самостоятельной речи слов различной слоговой структуры. Речевой материал, используемый при обследовании звукопроизношения, должен представлять слова разной слоговой структуры.

– Обследование понимания речи.

Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха. Обследование понимания речи включает следующие разделы:

Обследование понимания слов.

1. Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребёнком. В том числе и слов, имеющих сходное звучание (например: молоко, молоток)

2. Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти в окружающей обстановке.

3. Проверка понимания слов в затрудненных условиях (автор А.Р. Лурия). Используется многократное повторение слов или группы слов.

4. Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок.

5. Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.

6. Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте: подобрать к названным определениям подходящие предметы; подобрать к названию целого название его части; подобрать к названию общего понятия частного; подобрать названия предметов по их действиям; подобрать слова, противоположные по значению; закончить предложение; имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению.

Обследование понимания предложений.

Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.

Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта:

1) Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ.

2) «Покажи ключом карандаш».

3) «Покажи ключ карандашом» [17].

Изучение понимания логико-грамматических отношений. Например, ребенку предъявляются пары картинок, изображающие девочку с собакой и собаку. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки.

Для выявления более тонких проявлений импрессивного аграмматизма предъявляются непривычные для детей конструкции. Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр». (Предъявляются соответствующие картинки.).

– Обследование понимания грамматических форм.

Обследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, на которых изображены один или несколько предметов.

Обследование понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени с помощью соответственно подобранных картинок.

Обследование понимания значения предлогов.

3. Аналитический этап.

На основании полученных данных заполняется протокол обследования, в который включаются все ответы ребенка, как правильные, так и содержащие шибки. Анализу этих данных посвящается следующий этап обследования - аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты. В речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся примеры детских ответов, что иллюстрирует выводы специалиста [19].

4. Прогностический этап.

Прогностический этап занимает очень важное место в системе логопедического обследования, так как на этом этапе определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном коррекционно-образовательном маршруте.

Заключение, направления коррекционной работы и её организационные формы должны быть донесены до родителей, обсуждены с ними.

Информирование родителей. Данный этап является достаточно сложным. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.

Логопедическое заключение дошкольника – это обобщенный результат изучения уровня развития устной речи ребёнка, который должен быть представлен в речевой карте. Заключение должно быть составлено таким образом, чтобы из него логически вытекали коррекционные мероприятия, отвечающие структуре дефекта [1].

Таким образом, при планировании коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи необходимо предусмотреть восполнение пробелов в формировании звукопроизношения, фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи. Своевременное и правильное выявление речевых недостатков дошкольников поможет специалисту определить, в какой помощи они нуждаются и каким образом эффективнее ее оказать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: