Особенности логопедического обследования детей с речевыми нарушениями

 

Исследователи Т. В. Филичева и Г. В. Чиркина в своих исследованиях подчеркивали: «Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи охватывает как причины возникновения речевой патологии, так и характерные симптоматические комплексы каждой из них. Последствия отклонений в речевой деятельности при сохраненном слухе и интеллекте одинаковы для всех представителей данной категории. Они проявляются изменениями в психике ребенка, трудностями в обучении и общении со сверстниками, поэтому психология детей с нарушениями речи требует тщательного изучения» [29, с. 22].

Г. Р. Шашкиной, Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой дается следующее понятие «Нарушение речи»: «это термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению, которые ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации» [30, с. 45].

В специальной литературе, в частности в трудах А.С. Спиваковской под понятием нарушения речи понимают:«ряд расстройств речи (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание), которые сопровождаются общим его недоразвитием тяжелой степени. Общим фактором этих нарушений является резко выраженная ограниченность средств речевого общения в условиях нормального слуха и сохраненного интеллекта» [27, c. 162].

С самого рождения ребенка родители прислушиваются к каждому звуку своего малыша, пытаясь услышать первое словосочетание, потом – слово, позже – предложения. И чем взрослее становится ребенок, тем большими становятся требования к его произношению.

Для того чтобы правильно произносить некоторые звуки иногда достаточно, чтобы ребенок услышал правильное произношение взрослых, повторил за ними и начал правильно произносить «тяжелый» звук. Но иногда этого бывает мало и звуки «не даются» [21].

Родителям надо набраться терпения и начать занятия. Выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, поэтому на помощь родителям и детям приходят специалисты-логопеды. Только они могут определить уровень нарушения звукопроизношения у ребенка.

Логопедия – наука о нарушении развития речи, его преодолении и предупреждении путем специального коррекционного обучения и воспитания.

Логопедия является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии. Термин логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь), пейдео (воспитываю, обучаю), что в переводе означает «воспитание речи» [18].

Предметом логопедии как научной дисциплины является изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии. Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и для взрослых.

Именно логопедические знания помогут родителям правильно оценить речевое развитие своего ребенка, вовремя обратить внимание на возможные проблемы, чтобы не потерять драгоценное время для скорейшего их преодоления.

Речь по мнению Г. А. Каше, Т. В. Филичевой«не является врожденной способностью человека. Оно формируется постепенно, поэтапно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты» [12, c. 35].

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психофизических процессов (внимания, памяти, представления, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Развитие речи начинается у ребенка примерно с трех месяцев (с периода агукания). При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корректируются физиологические нарушения звукопроизношения. До шести лет он правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь (около 3000 слов) и практически овладевает грамматическим строем языка [10].

Начиная с трех лет, ребенок образует новые слова с помощью словообразования, появляются многословные предложения (из трех и более слов).

В четыре года ребенок усваивает все падежные и родовые окончания существительных и прилагательных (кроме самых сложных нетипичных случаев), ребенок может контролировать грамматические ошибки в речи других людей. Ребенок знает и называет основные цвета и основные сборные понятия [7].

В пять лет у ребенка полностью сформировано звукопроизношение (правильно произносит все звуки, называет и повторяет слова различной слоговой структуры). Нарушение звукопроизношения после достижения ребенком пятилетнего возраста являются патологическими. Поэтому, заметив нарушение произношения нескольких звуков у ребенка, следует как можно раньше обратиться к логопеду.

Среди нарушений психофизического развития у детей дошкольного возраста зачастую наблюдаются дефекты речи. Нарушения речи у дошкольников по мнению В. М. Гриншпун имеют способность к патологическому закреплению, что приводит к различным устойчивым ошибкам как в устной речи, так и на письме. А учитывая, что речевое развитие ребенка продолжается еще и во время школьного обучения, они могут вызвать различные стойкие нарушения в усвоении школьных знаний, прежде всего по предметам языкового цикла: чтения, письма, родного языка [8].

Нарушения речи значительно затрудняют усвоение ребенком иностранных языков, которые во многих школах теперь изучают с первого класса. Вот почему все родители должны знать, какие речевые нарушения чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста [22].

Не все нарушения звукопроизношения можно считать патологическими. Практически каждый ребенок младшего школьного возраста имеет определенные нарушения в произношении звуков. Однако до пяти лет такие нарушения считаются естественными, поскольку артикуляционный аппарат ребенка этого возраста еще продолжает формироваться.

В то же время сохранение недостатков звукопроизношения после указанного срока считаются патологическими и требуют исправления с помощью специальных упражнений и заданий, которые подбирает логопед.

К самым распространенным нарушениям речевого развития у дошкольников относится дислалия. Ею называют нарушение звукопроизношения, не связанной с недостатками слуха, нарушениями иннервации речевого аппарата или недостатками умственного развития ребенка. Кроме дислалии, существует еще ряд более сложных нарушений звукопроизношения: ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, дислексия и дисграфия, задержка речевого развития, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР) [4].

У детей с нарушением речи отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности.

Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.

Исследователь В.М. Гриншпун, отмечал, что внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста [8].

Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.

Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Все родители, как правило, знают, какие именно звуки и когда произносит ребенок. Однако существует ошибочное мнение, что нарушения звукопроизношения исправляются сами по себе. Нарушение речи у дошкольников имеют тенденцию к патологическому закреплению, что приводит к различным устойчивым ошибкам, как в устной речи, так и на письме в школе. Поэтому родители как можно раньше должны помочь ребенку избавиться от недостатков речи [10].

При общении со сверстниками, дети с неспособностью грамотно излагать мысли оказываются изгоями. Они склонны подвергаться гонению и агрессии со стороны более развитых в речевых навыках членов группы. Итогом может стать полный отказ от общения, замкнутость, нервозность и нежелание находиться в социуме.

Далее рассмотрим особенности логопедического обследования детей с речевыми нарушениями.

Основные задачи логопедического обследования согласно                         О. Е. Громовой, Г. Н. Соломатиной:

– определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей;

– исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка;

– разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств;

– изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;

– разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;

– организация системы логопедической помощи

Каждый конкретный случай речевого обследования ребенка должен быть сугубо индивидуальным, выборочным, а также разносторонним. Это даст возможность логопеду определить характер и тяжесть речевых нарушений и изъянов речи у ребенка. А также выбрать самый эффективный способ преодоления речевых препятствий для ребенка-логопата. Поэтому, для составления полного представления о речевых нарушениях ребенка необходимо исследовать условия и характер его раннего развития [14].

При логопедическом обследовании ребёнка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений. При этом выявляется не только то, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и какова взаимосвязь его с другими нарушениями или сохранными компонентами речи.

Обследование ребёнка должно быть комплексным, то есть включающим как педагогическое заключение, так и медицинский диагноз.

Полученная во время обследования информация фиксируется в речевых картах, которые заводятся на каждого обследуемого ребёнка. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования[2].

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина подробно изучали строение и подвижность артикуляционных органов детей с нарушением речи [29].

Обследование органов артикуляции: губы, зубы, прикус, челюсти, небо, язык. Для обследования их подвижности существуют разные задачи, которые выполняются по подражанию за логопедом или по речевой инструкции. Необходимо внимательно изучить качество движений языка, их точность и силу, а также поведение языка в состоянии покоя. Он должен быть расслабленным, не оттягиваться вглубь рта, не выгибаться вверх, не отклоняться в стороны. Качество движений легко проверить, предложив, многократно выполнить следуя упражнение: поднять язык вверх, затем вытягивать вперед, повернуть его к левому уху, затем к правому. движения должны быть точными и доступной амплитуды. Следующий тест на утомляемость. Для этого ребенка просят показать, как кошка хлебает молоко (1-2 мин.), по окончании попросить ребенка извлечь язык вперед, он должен содержаться по центру [22].

Обследование звукопроизношения следует отмечать наличие замен, смешивания, искажений, пропусков звуков. Важно выяснить способность ребенка воспроизводить слова различной слоговой структуры. Для обследования звукопроизношения самым простым способом является предъявление картинки для называния картинок, где изображены предметы, в названиях которых изучаемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Пример: звук «Ш» – шапка, душ, чашка. Важно проверить звукопроизношение и дифференциация звуков в фразовой речи [24].

Для проверки способности произносить слова различной слоговой структуры со стечением согласных в начале, середине и конце слова; многосложные слова; слова, которые имеют в составе одинаковые звуки - ребенку предлагают произносить группы слов. Пример: скатерть, демонстрация, фотографироваться и т. п.

В процессе обследования фонематического восприятия особенно важно знать, как ребенок воспринимает на слух звуки, подобные по акустико-артикуляционным признакам. Проверяются все коррелирующие фонемы из групп, свистящих и шипящих (са-ша, са-за, жа-за, жа-ша и т. п.), звонких и глухих (па-ба, та-да, ша-жа), сонорных (ра-ла, ри-ли), твердых и мягких (са-ся, та-тя, ли-ли). Ребенку предлагается повторять за логопедом оппозиционные слоги. Пример: са-ша, па-ба, ач-ащ, ра-ла т.д. Далее проверяется способность ребенка различать слова паронимы. Пример: жук-сук, мышка-миска, ходить-катить. Проверку можно осуществить, предлагая выбрать картинки, названия которых говорит логопед и предложить повторить за логопедом группы подобных слов: Маша-Даша-каша; бак-мак-рак-лак; жук-сук-лук.

В результате такого обследования логопед получает необходимые данные, которые дают возможность сделать заключение о причинах, характере, тяжести нарушения речи детей, определить ее форму, наметить пути преодоления недостатков[24].

Таким образом, психологической особенностью детей с нарушениями речи является неспособность строить нормальное общение со сверстниками. Это проявляется в снижении потребности к коммуникации, отсутствии возможности синтезировать и внятно выражать свою точку зрения, поддерживать диалог и ориентироваться в различных социальных ситуациях. Общение со взрослыми чаще строится в игровой форме, облегчая понимание друг друга, но тем самым отличаясь содержательной бедностью и низкой информативностью. Поддерживая такое взаимодействие, родители сами усугубляют состояние ребенка, не давая ему толчка для развития своих речевых навыков.

Полученные результаты ходе логопедического обследования детей позволяют сформулировать логопедическое заключение и составить индивидуальный план работы на каждого ребенка.

 

Выводы по главе 1

В первой главе курсовой работы освещены теоретические аспекты индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией. Результаты исследования полученные в рамках первой главы позволили сформулировать следующие выводы.

Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте. Степень развития этой сферы определяет уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры. Овладение родным языком, родным словом начинается с раннего детства в семье, среди родителей и родных ребенку людей, а совершенствование речи продолжается в дошкольных учреждениях, школе и на протяжении всей жизни. Родной язык является общей основой обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Овладение им как средством познания и способом общения является наиболее весомым достижением дошкольного детства.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи охватывает как причины возникновения речевой патологии, так и характерные симптоматические комплексы каждой из них. Последствия отклонений в речевой деятельности при сохраненном слухе и интеллекте одинаковы для всех представителей данной категории. Они проявляются изменениями в психике ребенка, трудностями в обучении и общении со сверстниками, поэтому психология детей с нарушениями речи требует тщательного изучения. Так в ходе логопедического обследования детей с нарушением речи логопед должен выявить структуру речевого дефекта, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка. Проанализировав результаты обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого дефекта ребенка на момент обследования.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: