Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме обследования дошкольников с речевой патологией

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

 

ЖМУДЬ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Логопедия»

группа З-СД(О)Л-16

Курсовая работа

по логопедии

 

СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

 

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Абибуллаева Л.Ш.  

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

Симферополь, 2020 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ………………………………………………..     5
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме обследования дошкольников с речевой патологией………..   5
1.2 Особенности логопедического обследования детей с речевыми нарушениями…………………………………………………………….......   10
Выводы по главе 1.......................................................................................... 18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ………………………………………………..     20
2.1Этапы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией….........................................................   20
2.2 Методы и приемы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.............................................................   26
Выводы по главе 2.......................................................................................... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 37

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Современный этап развития теории и практики логопедии, характеризуется усилением внимания к изучению детей с речевыми нарушениями.

Неуспеваемость детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст, поэтому одной из актуальных задач логопедии является раннее выявление нарушений в развитии у детей и коррекция речевых дефектов.

Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. Ребенок с речевой патологией независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи - это звуковая культура речи, грамматический строй речи, пассивный и активный словарь и связная речь.

При заключении «речевая патология» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях.

В связи с этим для устранения речевой патологии у дошкольников необходим комплексный подход: соответствующая организация обучения; координация воспитательных и обучающих действий педагогов, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработка и систематизация практического материала, которым могли бы воспользоваться педагоги разных направлений в осуществлении коррекционно-педагогической работы.

Первым этапом работы в данном направлении является индивидуальное логопедическое обследование дошкольников с речевой патологией. Именно рассмотрению данной проблемы будет посвящено данное исследование.

Особенностям и специфике проведения логопедического обследования посвятили свои труды такие авторы:Т. Н. Волковская, Ю. Ф. Гаркуша,О. Е. Громова, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, Г. Н.Соломатина,С. Н. Шаховская, Г. Х. Юсупова и др.

Вышеизложенная актуальность исследования и обозначенная проблема позволили определить тему курсовой работы: «Специфика индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией».

Цель исследования – теоретически изучить особенности индивидуального обследования дошкольников с нарушениями речи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования дошкольников с речевой патологией;

2. Рассмотреть особенности логопедического обследования детей с речевыми нарушениями.

3. Охарактеризовать этапы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.

4. Обосновать методы и приемы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.

Объект исследования: процесс индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.

Предмет исследования: методы и приемы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.

Методы исследования. Теоретические: теоретический анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.


 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме обследования дошкольников с речевой патологией

 

Социально-экономические трансформации, усиление влияния информационных технологий, распространение интенсивных форм обучения детей приводят к росту психоэмоциональных нагрузок, увеличению внутреннего напряжения, нарастанию нервно-психических отклонений и возникновению нарушений поведения детей разных возрастных категорий.

Важной составляющей становления личности дошкольника является речевая деятельность, которая пронизывает его познавательную сферу и детерминирует социальную компетентность в целом. Полноценное развитие речи существенно влияет на подготовку детей к школе и дальнейшее обучение.

Результаты анализа психологической литературы свидетельствуют, что уровень речевого развития детей был предметом изучения в исследованиях Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева,С. Н. Шаховская, Б. И. Шостак,А. М. Шахнаровичаи др[6; 16; 31; 32].

В связи с этим возникает необходимость комплексного теоретического исследования особенностей речи детей поскольку речевое развитие – это важный компонент процесса их подготовки к школьному обучению и интеграции в социум.

Обобщение результатов научных исследований по проблеме речи дало возможность выделить такие подходы к исследованию речевой деятельности: лингвистический, психологический, психолингвистический.

Речь по мнению С. Е. Большаковой является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления своим поведением [1].

Исследователи Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров дают следующее определение понятия: «Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества, главный средство производственной, политической, культурной, научно-технической, бытовой информации» [3, c. 39].

Устная речь как средство общения имеет определенные особенности, пренебрежение которыми обедняет возможности передачи мыслей, переживаний, чувств. Сформированное речи положительно характеризует любого человека. Она является также одним из важных аспектов формирования личности [5].

Анализируя соотношение языка и речи, сторонники этого подхода оставляют без внимания влияние на язык внелингвистических факторов. Изучение детской речи в лингвистическом аспекте предполагает анализ усвоения норм словаря, грамматики, фонетики, интонационной выразительности и тому подобное.

В рамках психологического подхода речи изучается как взаимосвязь различных сторон психики, поскольку речевая деятельность занимает центральное место в процессе психического развития личности.

Важным является тот факт, что речь рассматривается как психический процесс, связанный со всеми познавательными (когнитивными) процессами, которые влияют на формирование речи, способствуют его развитию и становлению.

Психологические аспекты речевой деятельности стали предметом исследования таких отечественных и российских ученых, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович и др[6; 16; 17; 23; 32].

Психолингвистический подход к исследованию речи не является простой эклектикой психологического и лингвистического подходов, хотя и сопоставляется за своим предметом исследование с психологией, а за объектом – с лингвистикой. Этот подход считается автономным за существование собственного психолингвистического инструментария исследования речи.

В психолингвистике Л. С. Выготским, И. А. Зимней, А. Р. Лурия речевая деятельность рассматривается как психическая деятельность человека, в которой различают такие основные этапы, как восприятие, понимание и порождение речи [6; 11; 17].

Рассмотрение речевой деятельности в контексте выделенных подходов позволил проанализировать особенности речевой деятельности детей с нарушением речи.

В рамках лингвистического подхода могут наблюдаться нарушения на лексическом, грамматическом и дискурсивному уровнях, что проявляется в обедненной запасе слов, употреблении слов в прямом значении, в речи, не обогащенном антонимами, омонимами, метафорами, многозначными словами, использовании преимущественно простых предложений, неточном согласовании существительных с прилагательными, трудностях в усвоении склонений и спряжения, пересказе текста, составлении описательных рассказов и тому подобное [13].

С позиций психологического подхода определено, что речь как психический процесс формируется в тесном взаимодействии с другими познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением, вниманием), что отражается на особенностях речевой деятельности на когнитивном уровне.

Недоразвитие процессов и функций познавательной деятельности (дефицита внимания) является причиной специфики вещания на деятельностном уровне, что проявляется в нарушении планировочной и регулирующей функций речи, трудностей дальнейшего усвоения знаний, умений и навыков.

Психолингвистический подход позволил проанализировать особенности речевой деятельности детей с нарушением речи на уровне восприятия, понимания и порождения речи.

Проблема развития речевой компетенции ребенка занимает одно из ведущих мест в современной педагогике, именно этим обуславливается необходимость целенаправленной, систематической работы по речевой подготовке школьников в школе, ведь речевое развитие личности является одним из важнейших показателей ее целостности и самодостаточности.

Речевая компетенция − это интегративное явление, охватывающее целый ряд социальных способностей, знаний, умений, навыков, стратегий и тактик речевого поведения, установок для успешного осуществления деятельности в конкретных условиях общения [15].

Психолог А. А. Леонтьев рассматривает языковую компетенцию как психологическую систему, включающую два основных компонента: языковой опыт, накопленный ребенком в процессе общения и деятельности, и знания о языке, усвоенные в процессе специально организованного обучения [16].

Исследователь В.А. Ковшиков отмечает: «необходимым компонентом развития языковой компетенции ребенка есть специальная языковая (когнитивная) и речевая (рефлексивная) подготовка, которая является, кроме того, своевременным моментом в введении его в языковую действительность, во-первых, и во-вторых, важным условием для развития основ произвольности, намерений, осознанности речи» [13, c. 20].

По мнению Т. Д. Марцинковской:«Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе» [20, с. 50].

Психологи Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев С. Л. Рубинштейн анализируют процесс становления речи как один из видов специфической человеческой деятельности, обеспечивающей общение [6; 16; 23].

Психолог Л. С. Выготский своими исследованиями доказал, что в дошкольном возрасте ребенок свободно владеет диалогичной речью, а ее устная связная речь имеет ярко выраженный ситуативный характер. В школе под влиянием изучения родного языка ребенок постепенно осваивает новую форму устного конкретного вещания, которое, по мнению ученых, является «высшей ступенью умственного развития по сравнению с ситуативным» [6].

Рассмотрим, как раскрывается понятие «речь» в психолого-педагогической литературе и какое значение она имеет для развития детей.

Психолог С. Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка [23, c. 105].

Психолог А.А. Леонтьев трактовал речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий» [16, c. 60].

Недоразвитие речи имеет различное происхождение и соответственно различную структуру аномальных проявлений. Но у всех детей с нарушением речи есть типичные отклонения, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Они обусловлены несформированностью или расстройством на ранних этапах онтогенеза собственно речевых психологических и физиологических механизмов при первично сохраненном интеллекте.

Таким образом, ученые доказали, что в речи проявляются все речевые умения и навыки ребенка. Потому, как ребенок строит связное высказывание, насколько он точно умеет подбирать слова, как использует средства художественной выразительности, можно судить об уровне его речевого развития. В настоящее время ученые имеют в своем распоряжении богатый практический материал и базу экспериментальных данных о процессах развития речи под влиянием целенаправленного педагогического воздействия, а также средствами психокоррекционной работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: