1. Состояние мимической мускулатуры: «Толстые щеки» ____________________________________
«Рассердись, как Баба-Яга – превратись в доброго волшебника» __________________________________
2. Состояние артикуляторной моторики:
Губы: «Улыбка» ________________ «Трубочка» ____________«Улыбка – трубочка»_________________
Язык: «Лопатка» ________________ «Иголочка» ____________ «Качели» _________ «Часы»__________
Челюсть: открыть и закрыть рот _____________________ Мягкое нёбо: произнести [А] ______________
Выводы: ________________________________________________________________________________
YIII. Звукопроизношение
Гласные: Ы __________ А______________ У ____________ О ______________ И ________________
Согласные: С _____ Сь _____ З ______ Зь _____ Ц ______Ш ______ Ж _______ Щ ______ Ч _______
Л _____ Ль _____ Р ______ Рь _____ В ______ Вь _____ Б _______ Бь ______ Д _______
Дь _____ Г _____ Гь ______ Й _____ К ______ Х ______ Ф _______ Т _______ Н _______
Выводы: ________________________________________________________________________________
IX. Обследование слоговой структуры слова
Рыба __________ вата ___________ малина_______________ машина____________ мак _______ дом ___________ веник __________ диван________________ шкаф ____________ стол ________
кукла_________ марка __________ карман ______________ телефон ________________________
|
|
барабан _______________яблоко_______________ шахматы_____________ автобус ____________
кузнечик_________________матрешка________________избушка_____________хлеб ____________
торт _________ звезда ____________ гнездо_________паутина _____________черепаха___________
Выводы: ________________________________________________________________________________
X. Обследование фонематического слуха
Восприятие и воспроизведение ритма: /// ________, / // _______, // / ________, // // ______
2. Опознание фонем на материале слов: послушай слова и покажи соответствующие картинки: где стул? _________ где стол? ________; коса-коза________; кочка-кошка________; миска-мишка________
3. Опознание фонем на материале слогов: послушай и повтори: да-та ____________; па-ба________; га-ка ___________; ма-ба _________; та-да ________; ба-па; ________; ка-га ________; ба-ма _________
4. Опознание фонем на материале звуков: подними руку, если услышишь гласный [а] _____________
Выводы: ________________________________________________________________________________
XI. Обследование фонематического восприятия
1. Опознание ударного гласного в начале слова:
· в слове Аня первый звук [а], а в слове: аист______; утка_________; ива________ – какой?
2. Опознание ударного гласного в конце слова:
· в слове «рука» последний звук [а], а в слове: нога ________; окно _____; кенгуру _____ - какой?
3. Опознание согласного в конце слова: в слове «кот» последний [т], а в слове: мак _____; дом _____
Выводы: ________________________________________________________________________________
XII. Обследование понимания речи
1. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх ___, отведи в стороны ___
2. Обследование понимания предложения.
а)Выполнить действия: «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»____________________________________________________________________________________
|
|
б) Какое из 2 предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона» _________
в) Закончить предложение:«Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что _________»
3. Обследование понимания грамматических форм.
а) Покажи линейку ручкой ______________________ карандашом ручку ____________________
б) Покажи на какой картинке нарисован солдат (солдаты) __________ ракета (ракеты) ________
в) Закончить фразу: «На картинке красное ______________», «На картинке красный __________»
Выводы: ________________________________________________________________________________
XIII. Состояние словаря (наглядный материал)
Предметный словарь.
а) назвать: мяч ____ кукла ___ машинка ___ чашка ____тарелка ___ ложка____ рубашка ___ платье____
б) показ и название частей пред-ов: человек - нога _________ руки ________ голова ______глаза_______ уши _______; стул - спинка_______ сидение ________ ножки _____; машина - кузов _______ колеса __
в) уровень обобщений: мяч, кукла, машинки ______________ чашка, тарелка, ложки _______________
рубашка, платье, шорты _______________________________________________
Словарь признаков.
а) подбор прилаг-ых к существительным: лиса – какая? __________________ лимон- _______________
Глагольный словарь.
а) Как подает голос: мышка _______________ лягушка ________________ свинья___________________
б) что делает: врач ______________________________ повар ____________________________________
в) как передвигается: машина ________________ птичка _________________ рыбка ________________
4. Подбор антонимов: большой - __________; пришёл - _________ приехал - _______; холодно - ____
Выводы: ________________________________________________________________________________
XIY. Обследование словообразования
1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
«Скажи ласково»: стол - ___________________ чашка - ___________________ кукла - _______________
2. Образование названий детенышей животных: «Кто у кого» у кошки - ________________________
у лисы - ______________________ у утки - ___________________ у слона - ______________________
3. Образование относит. прил-ых: стол из дерева ________________ сок из яблок _________________
4. Образование глаголов с приставками: ответить на вопрос: «Что делает мальчик»?
Мальчик выходит из дома _____________________ Мальчик подходит к дому_____________________
Выводы: ________________________________________________________________________________
XY. Обследование словоизменения
1. Употребление существительных в им. падеже ед. и мн. числа:
«Скажи по образцу: стол-столы» рука - ___________________ кукла - _______________________
2. Употребление существительных в косвенных падежах: «Ответь на вопросы картинкам»:
Без чего машина? ___________________________; Кого нарисовал Миша? ________________________; Кому Оля дает корм? _____________________________________________________________________
3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе (назвать цвет предметов):
майка – _____________________ диван- ____________________ яблоко - ______________________
4. Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы: «Где лежит ручка?» (на столе) ____________ «Где стоит кот??» (за домом) ________________ «Где спрятался кот?» (под крыльцом)_______
5. Употребление числительных 2 и 5 с существительными: «Сосчитай, сколько предметов на картинке»? 2 кота ___________ 5 котов ____________ 2 машины ____________ 5 машин __________
Выводы: ________________________________________________________________________________
XYI. Обследование связной речи
1. Диалогическая речь: «Расскажи о своей любимой игрушке»
_________________________________________________________________________________________
Монологическая речь.
а). Составление предложений по картинкам: «Скажи, что нарисовано на картинках:
_________________________________________________________________________________________
б). Пересказ текста: «Перескажи сказку «Курочка Ряба». ________________________________________
_________________________________________________________________________________________
в). Рассказ по серии картинок с наводящими вопросами (3 картинки): «Расскажи, что ты видишь на картинке?». ______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Выводы: _______________________________________________________________
Логопедическое заключение: ____________________________________________________
|
|
Дата заполнения речевой карты «____» ____________ 200__ г.
Учитель-логопед: _________________________
Приложение Б
Дидактические игры по предупреждению и исправлению речевых нарушений у воспитанников ДОУ
Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА».
Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.
ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.
Развивать звуко-слоговой анализ.
Совершенствовать грамматически правильную речь.
Развивать мелкую моторику.
Коррекция фонематического слуха.
МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.
СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.
ХОД ИГРЫ:
На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.
1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.
2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.)
3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.
4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.
5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты…).