Воспитание и обучение умственно отсталых детей в Западной Европе на современном этапе

 

Современное состояние воспитания и обучения умственно отсталых детей в Западной Европе имеет свою особенность относительно направлений деятельности, методической и методологической основы, научной базы. Кратко охарактеризуем организацию учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей, реабилитационной и абилитационной работы с умственно отсталыми [17].

На современном этапе развития в Западной Европе действует разветвленная система помощи умственно отсталым лицам, которая включает в себя как государственные, так и негосударственные учреждения.

Хотя государственная система помощи детям с тяжелыми интеллектуальными патологиями в Западной Европе частично устаревшая, она действует и гарантирует обеспечение ребенка и его семьи такими видами льгот и помощи:

– медицинской (в том числе и психиатрической) помощи, в частности ежегодным обеспечением санитарно-курортной путевкой. Основанием для выдачи путевки также одному из родителей является признание врачами необходимости сопровождения больного ребенка. Путевку можно получить по месту работы одного из родителей или по месту пребывания на диспансерном учете в местной больнице, если родители не работают;

– социальной защитой, предусматривающей государственную денежную помощь и льготы детям-инвалидам и их семьям (пенсия на содержание ребенка-инвалида, льготный проезд) и право ребенка-инвалида на полное государственное содержание в системе интернатных учреждений;

– специальным образованием для тех детей, которые имеют легкую степень умственной отсталости.

– льготами для родителей – уход за ребенком-инвалидом требует постоянного присутствия одного из родителей, который жертвует своей работой ради ребенка. Многие страны Западной Европы предоставляют определенные льготы, связанные с трудовым стажем, возрастом выхода на пенсию, дополнительными выходными днями для матери, которая ухаживает за ребенком-инвалидом, которые включаются в трудовой стаж [1].

Фактически, заключение врача-психиатра полностью определяет объем и формы государственной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью: наличие официального статуса инвалида, назначение денежной помощи и льгот, тип детского дома, интерната, системы социальной защиты или вспомогательного учреждения дошкольного образования, в которое получает направление ребенок.

Следовательно, установление инвалидности является ключевым моментом для начала получения государственной и во многих случаях неформальной помощи.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о динамике умственной отсталости. Одни специалисты отстаивают точку зрения об отсутствии какой-либо динамики у данной категории детей. Они считают, что у них отсутствует даже элементарное улучшение. Существует и другая точка зрения.

По данным многих исследователей, значительная часть подростков с легкой степенью умственной отсталости после окончания вспомогательной школы по своим психометрическим показателям и клиническим проявлениям незначительно отличаются от людей с нормальным психофизическим развитием. Положительная динамика при умственной отсталости обусловливается многими факторами: формой и степенью умственной отсталости, этиологией, время проявления данного отклонения, качеством лечебно-коррекционных и учебно-воспитательных мероприятий и их своевременностью, соматическим и невротическим состоянием, социальной средой, в котором находится ребенка, наличием психотравмирующих факторов и тому подобное.

Специальные школы в Западной Европе сегодня рассматриваются как интеграционные, то есть помещения в специальную школу – это нарушение прав ребенка.

В передовых странах Западной Европы, начиная с 70-х годов ХХ века, продолжались изменения в системе специального образования. В частности, интегрированное и инклюзивное обучение детей с особенностями развития определено как основную форму получения образования инвалидами [20].

Среди европейских стран Италия занимает видное место в реализации идей интегрированного и инклюзивного обучения, поскольку одной из первых признала интегрированное и инклюзивное обучение самой благоприятной формой получения образования для детей-инвалидов.

Сейчас в стране более 90 % детей и особенностями психофизического развития получают образование в учреждениях общего типа. В образовательных департаментах провинций страны функционируют консультативные службы, в состав которых входят разнопрофильные специалисты, администраторы школ, работники управлений образования, представители общественных организаций, при необходимости привлекаются специалисты служб охраны здоровья [19].

Интересный опыт обучения детей с нарушениями психофизического развития имеет Бельгия. В этой стране правовой основой образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является «Закон о специальном образовании», принятый в 1970 г. Существенные изменения в него были внесены Декретом Правительства от 28 июля 1978 г. Закон определяет основные положения получения образования инвалидами в свете общего реформирования системы образования, среди которых и право родителей на выбор образовательного учреждения для своего ребенка. Законодательные образовательные акты Бельгии предусматривают определенную свободу в организации муниципальных образовательных учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет местных органов самоуправления; общественных образовательных учреждений, содержащихся общественными фондами; частных учреждений, финансовое содержание которых берут на себя частные лица и общественные организации, в том числе и религиозные.

При предоставлении ребенку с нарушениями развития возможности обучаться интегрировано все участники процесса заключают договор и разрабатывают индивидуальный учебный план. Этот план состоит из детального описания особенностей и потребностей ребенка, определение дополнительной помощи, которую она должна получать (в том числе кто ее будет предоставлять, как часто и где именно).

Полезным представляется опыт другого европейского государства-Австрии. В этой стране функционировала хорошо отлаженная система специального образования для детей интеллектуальными нарушениями. Однако уже в 80-е годы появились общественные организации, в которые входили родители детей с особенностями развития, учителя, работники различных медицинских и образовательных учреждений, которые руководствовались идеями равноправия, в том числе и в получении образования. Эти общественные организации возникали стихийно в разных провинциях, однако 1983 г. они объединились в единое сообщество и обратились в Министерство образования с предложениями по эксперименту по интегрированному обучению детей с особенностями психофизического развития [19].

Министерство образования Австрии поддержало эту идею, выделило средства и создало рабочую группу, которая должна была проводить эти экспериментальные исследования. В состав этой группы вошли ученые, работавшие в области массовой и специального образования, администраторы и педагоги массовых и специальных школ, специалисты служб помощи детям с нарушениями развития и представители общественных организаций из числа родителей.

В образовательной системе Австрии функционируют центры специального образования, которые несут ответственность за обучение детей с особыми потребностями в массовых общеобразовательных учреждениях и координируют работу всех специалистов, привлеченных к этому процессу.

Свой путь в проведении кардинальных реформ в специальном образовании лиц с умственной отсталостью прошло и Объединенное Королевство Нидерландов. Эту страну среди других европейских государств отличает своеобразие развития системы специального образования. Ее прогресс характеризуется логикой построения и отсутствием неапробированных вариантов обучения. В настоящее время в Нидерландах в системе специального образования функционируют специальные учреждения для детей тяжелой умственной отсталостью, нарушениями поведения, с проблемами в обучении, с комплексными дефектами. 70% общего количества школьников, находящихся в системе специального образования – это дети с умственной отсталостью и трудностями в обучении [1].

Нидерландская система образования претерпела коренного реформирования, что позволило параллельное и полноправное функционирования различных типов учебных заведений (специальных и общеобразовательных) в единую систему.

Заслуживает внимания и опыт инклюзивного обучения детей с особенностями психофизического развития в Швеции. Шведское Агентство специального образования, подчиненное Министерству образования страны, ответственно за оказание поддержки семьям детей с особенностями развития и образовательным учреждениям, где они учатся. Советники этого агентства занимаются детьми с особыми образовательными потребностями, помогая муниципальным органам власти обеспечить все условия для обучения таких школьников, учитывая проведение курсов повышения квалификации педагогов и ассистентов педагогов, родителей и всех специалистов, которые задействованы в этом процессе [25].

Следует отметить, что подобное реформирование образовательной отрасли произошло в Германии. Основополагающим образовательным документом по организации совместного обучения детей с нарушениями развития и их здоровых сверстников для всех регионов страны стали «Рекомендации по организации специального обучения», принятые 1972 года. Этот документ сделал возможным развитие кооперативных форм организации образовательной деятельности общеобразовательных и специальных школ, предусматривающие совместное проведение массовых мероприятий, учебных занятий, посещения учениками с особыми потребностями общеобразовательных учебных заведений и оказания им коррекционно-реабилитационных услуг в специализированном учреждении и тому подобное [19].

Кроме центров поддержку учащимся с особыми потребностями оказывают службы, функционируют вне школ и финансируются органами местного самоуправления: медико-социальные службы, ресурсные центры, реабилитационные учреждения и прочее. Сейчас в Германии параллельно с системой специальных образовательных учреждений, где находятся дети преимущественно со сложными нарушениями, функционируют учреждения инклюзивного обучения [11].

Таким образом, западноевропейская система общего среднего образования, несмотря на разнообразие типов и разновидностей учебных заведений, занимающихся образованием, в частности школьников с особыми потребностями, являются ключевыми элементами современной европейской модели социального устройства, которая оказывается привлекательной для стран, избавившихся от тоталитарных режимов.

 

Выводы по главе 2

 

Во второй главе курсовой работы была обоснована специфика обучения и воспитания детей с умственной отсталостью в Западной Европе. По результатам исследования можем сформулировать следующие выводы.

В Европе был длительный период агрессии и нетерпимости к людям с врожденными дефектами. С конца XIX до начала XX в. изменяется отношение к лицам с умственными и физическими недостатками, все больше осознается не только возможность обучения, но и право на образование детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта. Если в начале XIX века в Западной Европе открылись первые специальные учебные заведения, то в начале XX века были приняты законодательные акты об обязательном начальном образовании детей с умственной отсталостью.

На протяжении развития специального (коррекционного) образования в странах Западной Европы специальной школе уделяется огромное внимание: совершенствуются механизмы выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии; меняется и уточняется классификация детей, нуждающихся в специальном обучении; растет количество типов спецшкол; расширяются возрастные рамки оказания специальной помощи через создание дошкольных и внешкольных учреждений; совершенствуются законодательные основы специального образования. Специальные школы в Западной Европе сегодня рассматриваются как интеграционные, то есть помещения в специальную школу – это нарушение прав ребенка. Изменилось отношение общества к правам и возможностям детей с особыми проблемами в условиях либерально-демократических реформ, общественного противостояния, дискриминации людей по расовой, половой, возрастной, национальной, политической, этнической и подобным признакам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе было проведено исследование по теме: «Обучение и воспитание детей с умственной отсталостью в Западной Европе». Результаты полученные в ходе исследования отразим в виде выводов согласно решенным задачам.

В ходе данного исследования на основе анализа литературы нами была изучена история развития коррекционно-развивающего обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Так было определено что изучаемая проблема является объектом изучения исследователей уже на протяжении многих лет. Вопросами обучения и воспитания умственно отсталых детей, исследованиями в области психологии аномального детства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения занимались такие выдающиеся ученые-педагоги, психологи, медики, как                  Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский,                                 А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и др. У истоков разработки вопросов коррекционно-воспитательной работы стояли: М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, О.Л. Селихова, В.А. Сумарокова, Г.В. Цикото, Я.Г. Юдилевич, Г.М. Дульнев и др.

Рассмотрев зарубежный опыт обучения и воспитания детей с умственной отсталостью можем отметить, что в каждой стране воспитание и обучение умственно отсталых осуществляется по-разному: исходя из экономических условий, исторических традиций, культурного развития, социальной политики. Выявление потенциальных возможностей лиц с интеллектуальными нарушениями привело к тому, что в развитых странах мира им предоставлено право на образование, которое защищено рядом международных правовых документов.

Охарактеризовав в ходе написания второй главы историю становления и развития помощи детям с недостатками интеллекта в Западной Европе следует акцентировать внимание на том, что обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в Европе шло в русле интеграции с общим образованием. Было обращено внимание на факты, свидетельствующие о начале критического осмысления интегративных подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта за рубежом. В результате проведения антидискриминационной политики в Западной Европе произошла реальная интеграция большого числа детей с различными умственными нарушениями в общеобразовательные школы. Накопив двадцатилетний опыт, государство и общество начинают видеть не только преимущества избранного подхода (они общеизвестны), но и порожденные им проблемы.

Также в ходе решения задач исследования было дано обоснование воспитанию и обучение умственно отсталых детей в Западной Европе на современном этапе. Так можем резюмировать, что сложившаяся на современном этапе система обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями на в Западной Европе предоставляет родителям или попечителям детей широкий выбор вариантов обучения ребенка как в государственной системе образования, так и в негосударственных образовательных учреждениях. Однако системы и стандартизации в этой области образования по-прежнему нет. На сегодняшний день практически (организационно) движение за «интеграцию» воспитания и обучения умственно отсталых детей вылилось в тенденцию к свертыванию специализированных учреждений для этих детей, к обучению их в специальных классах обычных школ или в обычных классах.

Это стремление к «нормализации», т. е. к преодолению изолированности умственно отсталого от нормальных людей как в процессе обучения, так и после окончания школы заслуживает положительной оценки. Однако вызывает сомнение, что достижение этой цели лежит через ликвидацию специализированных учреждений. Такие сомнения возникают даже у тех дефектологов, которые уже встали на путь указанной выше «интеграции».


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: