Специфика методов и приёмов обследования ребёнка-алалика

 

Во время школьного обучения у некоторых детей выявляются трудности в формировании навыков и умений письменной речи. Вследствие бедной языковой практики и несостоявшихся языковых обобщений в них не может сформироваться готовность к изучению грамматики и собственно овладения грамотой. Кроме общих для моторной алалии дефектов отмечаются проявления, характерные для определенной ее формы. Эти дефекты составляют те нарушения, которые не всегда удается выявить на начальных этапах развития языка, поскольку они маскируются сопутствующими нарушениями.

Во время проведения обследования во внимание принимают факторы, позволяющие выделить детей с алалией из детей, страдающих другими нарушениями речи. При изучении данного заболевания обращает внимание на резкое ограничение или отсутствие лепета. Родители, отмечая молчаливость, говорят о детях как все понимают, но не желают разговаривать. Отсутствие общения в ряде случаев родителями ошибочно расценивается как проявление лени или упрямства [29].

У детей вместо речи развиваются жестикуляция и мимика, которые используются избирательно при эмоциональных ситуациях общения. Первые слова произносятся поздно, а фразовый язык часто начинает формироваться после пяти-шести лет. Родители подчеркивают, что кроме отставания в речи, в остальном дети развиваются абсолютно нормально.

Обследование маленьких детей с алалией, особенно, если они маленькие и негативно настроенные, продолжают одновременно с логопедической работой. Устанавливают, как он вступает в контакт, какие у него негативные реакции речевого и общего характера, в чем именно они проявляются и как преодолеваются. Обращают внимание, как ребенок ставится материалу и ходу занятий, каковы его реакции на изменения ситуации. Кроме того, отмечают отсутствие или наличие критического отношения к своему состоянию, присутствие у ребенка желание исправить свою речь и стремление к общению, возможности речевого и внеречевая общения [19].

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные.

Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы.

При устранении алалии для развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребёнка также используются практические и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения игры и моделирование. 

Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи [15].

Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.

При обследовании принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями. При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения родители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявление упрямства и лени.

Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях общения.

Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5-6 лет. Родители подчеркивают, что, кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально.

Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребёнком, особенно, если он мал и негативистичен, а продолжается параллельно с начатой логопедической работой. Устанавливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, в чем они проявляются и как преодолеваются. Обращается внимание на отношение ребенка к ходу и материалу занятий, его реакции на изменения ситуации. Отмечается наличие или отсутствие критичности к своему состоянию, возможности внеречевого и речевого общения, наличие у ребенка стремления к общению и желания исправить свою речь.

Выявляются интересы к игрушкам, играм, книгам, у школьника – учебные интересы; учитывается активность и работоспособность ребенка при обследовании; уточняется характер игровой и учебной деятельности (может ли развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям, продолжить их, способен ли выполнить задание, в какой степени обучаем и т. д.). Устанавливается запас сведений, представлений о величине, форме, месте расположения предметов и т. д.

Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования и специально подготовленные пособия, применяются речевые упражнения, задания на словообразование и словоизменение. Ведется длительное динамическое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими разных видов деятельности.

Уточняется состояние слуха и понимания, это важно для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушением восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенности гнозиса, праксиса. Обращается внимание на четкость латералиты (латерализация – преобладание левого или правого в парных органах), состояние мелкой моторики и общедвигательной сферы. Выявляется степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность [8].

Специальными упражнениями в игровой форме исследуется артикуляционная моторика – возможность выполнения определенных движений, удержания артикуляционных поз, выполнения последовательных действий с переключением, способность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний.

Крайне затруднено обследование неговорящих детей, вывод о состоянии речи может быть сделан только в ходе динамического наблюдения за ними. Дифференциальная диагностика позволяет разграничить алалию с временной задержкой речевого развития, дизартрическими нарушениями, с нарушениями слуха и умственной отсталостью [8].

Схема обследования детей с алалией представлена в Приложении А.

Таким образом, обследование алалика характеризуется длительностью. Оно не заканчивается для него в условиях ДОУ время. Наиболее полно понять ребенка можно лишь в совместной с ним деятельности, в ежедневном процессе коррекционной работы. Логопедическое заключение – «алалия» формулируется только после сопоставления данных обследования всех специалистов, (и, желательно, не ранее первого этапа коррекционного воздействия). При подозрении наличия у ребенка сенсорной алалии необходимо неоднократное исследование состояния слуха соответствующим специалистом.

Выводы по главе 2

 

Во второй главе курсовой были рассмотрены особенности речевого развития и коррекции речевых недостатков при алалии. По результатам исследования были сформулированы следующие выводы.

Алалия – одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком как знаковой системой и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Задачами логопедического обследования ребенка-алалика являются: выявление особенностей развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности; выявление особенностей речевого развития; сопоставление данных обследования логопеда с результатами обследования ребенка другими специалистами. Обследование обязательно комплексное: участвуют многие специалисты (педиатр, невропатолог и/или психоневролог, офтальмолог, оториноларинголог, психолог, логопед и, по показаниям, другие специалисты). Обследование начинается с игровых заданий на выявление особенностей состояния неречевых функций, являющихся предпосылками формирования речи: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, психомоторное развитие. Важнейший раздел обследования – состояние невербального интеллекта, соответствие его возрастной норме или ее нижней границе.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование было посвящено изучению особенностей симптоматики и диагностики алалии у дошкольников. Полученные результаты в ходе исследование позволили подвести итоги и сформулировать общие выводы согласно решенным задам.

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения алалии у дошкольников позволил определить, что проблема детей с алалией стала изучаться сравнительно давно. Значительный вклад в изучении алалии внесли такие исследователи как М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская и другие. Согласно рассмотренным исследованиям алалия представляет собой отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

В качестве одной из задач которая была поставлена перед началом исследования заключалась в обосновании особенностей этиологии и симптоматики алалии. Так было выявлено, что алалия может стать следствием асфиксии новорожденного, недоношенности, родовых травм. Иногда такое нарушение встречается у детей после преждевременных или затяжных родов. Провоцирующими факторами могут стать осложнения при беременности и родах, перинатальные патологии. Причинами возникновения алалия обычно являются: инфекционные заболевания; гипоксия; асфиксия; токсикозы; травма плода; травмы при родах или беременности; риск самопроизвольного прерывания беременности; ряд хронических заболеваний у женщины. Среди этиопатогенетических факторов появления заболевания необходимо выделить энцефалиты, менингиты, травмы головы, ряд соматических заболеваний, влияющие на центральную нервную систему.

Охарактеризовав состояние речевой функции при алалии нам удалось определить, что речевые нарушения при алалии проявляются в следующем: трудности в понимании обращенной речи; бедность активного словаря, медленное и искаженное его развитие; активное использование жестов взамен слов; позднее формирование грамматического строя; отклонения в воспроизведении слогового состава слова; трудности построения речевого высказывания, использование простых повествовательных или побудительных предложений.

Заключительным этапом исследования являлось рассмотрение специфики методов и приёмов обследования ребёнка-алалика. Обобщая полученные данные в ходе исследования следует отметить, что диагностика алалии проводится врачами неврологом и логопедом. Невролог выявляет нарушения в интеллектуальном развитии и определяет невротическую настроенность ребенка, которая формируется при развитии речевых дефектов. Логопед, в свою очередь, определяет степень нарушения и дисфункции речевого аппарата пациента. При обследовании ребёнка-алалика принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями. При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения родители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявление упрямства и лени.

Таким образом, на сегодняшний день не все проблемы изучения алалии в настоящее время раскрыты, но в отличие от предшествующих периодов, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего во взглядах на алалию, больше общих точек зрения, чем разногласий. Общее проявляется в основных, принципиальных установках на понимание дефекта, его механизма, путей преодоления.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: