Систематизация нормативных правовых актов

 

 

В процессе социального развития государством стремительно принимаются меры по осуществлению правотворческих функций, в связи с чем издаются десятки различных нормативных правовых актов по немалому кругу регулирования правовых отношений. Процесс формирования законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате четкого планирования законотворческой деятельности нормотворческим органом, в том числе рассматривается систематизации законодательства. В основе такой работы лежат знания о системе права в целом, по отдельности – её отраслях. Цели систематизации законодательства заключаются, во-первых, в создание единой системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства их применения, также ликвидации неэффективных или устарелых норм права, разрешение юридических коллизий, устранение пробелов и обновления законодательства [12, с. 245].

Как обозначил Калинин С.А. в своей научной работе, качественное усовершенствование законодательства напрямую зависит от внутренне согласованной, научно-логически аргументированной структуры законодательства. Процесс систематизации законодательства целесообразно рассматривать как образование оптимальной системы законодательства, в первую очередь за счет упорядочения внутренней взаимосвязи между правовыми нормами. На сегодняшний день многие органы государственного управления Республики Беларусь осуществляют функции по выработке и реализации государственной политики и функции нормативно-правового регулирования, от них зависит формирование учетных систем, в том числе и систематизация законодательства Республики Беларусь [20, c. 124].

В своем роде систематизация законодательства должна быть непрерывной, так как регулярно изменяющиеся законодательства требует структурирования нормативно-правового материала. В истории Беларуси известны и такие периоды, когда систематизация законодательства носила характер, не совсем успешных попыток, откуда вытекает еще одна функция по предотвращения юридических ошибок. Целью осуществления всех этих функций ставят перед собой все государственные органы, занимающиеся систематизацией законодательства.

Во-первых, именно благодаря систематизации законодательства мы можем обозреть весь массив действующего законодательства, тем самым увеличивает эффективность законодательства. Не маловажным является тот факт, что систематизация законодательства помогает обнаружить и ликвидировать разногласия, противоречия, а также пробелы правового регулирования, то есть дефекты законодательства. Во-вторых, систематизация законодательства помогает сделать законодательство более информационно доступным, наиболее удобным для пользователя, упрощает поиск необходимых нормативно правовых актов, в том числе способствует исследованию, изучению специфичности действующего законодательства. В-третьих, способствуют правовому воспитанию всего населения государства, тем самым улучшает познавательный процесс, направленный на формирования их правосознания.

В зависимости от того, на что ориентирована деятельность, в систематизации законодательства можно определить два основных направления: на совершенствование содержания новых нормативно правовых актов или совершенствование форм изложения норм без изменения их содержания, выделяют два вида систематизаций: внутренняя и внешняя.

В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

I. Кодификация, как одна из форм систематизации законодательства, происходит как процесс приведения к общей, огромной структуре нормативных правовых актов с помощью масштабной переработки их содержания. Кодификация регулярно носит официальный характер. В ходе кодификационной обработки убирается часть устаревших норм, а все остальное подвергается внутренней структурированности и взаимосвязи [12, c. 246].

Главным и наиболее важным кодификационным актом является кодекс. Кодекс – это систематизированный акт законодательства, соединяющий по специальному порядку нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений [4, с. 134]. Основными кодексами в Республики Беларусь являются Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и прочие. Как правило, они довольно пространны по объему и собственному содержанию, разделяются по частям на общую и особенную, группируются по разделам и главам. Являясь нормативным правовым актом, кодекс обеспечивает систематизированное регулирование конкретной сферы жизнедеятельности людей.

Устав, в свою очередь, связывает определенные нормы, регламентирующие порядок деятельности государственных органов и организаций в отдельной сфере. К примеру, общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах.

Положение — кодифицированный нормативный правовой акт, устанавливающий полномочия определенных структур, их функции, то есть определяющий задачи и порядок деятельность субъектов государственного управления, к примеру, положения о государственных комитетах.

Правила — нормативный правовой акт, регулирующий порядок какой-либо деятельности, устанавливающий нормы общего характера для определенного круга лиц. Характерным примером может быть Правила рабочего распорядка [12, c. 306].

Так как кодификация всегда теснится с обработкой действующего законодательства, ликвидацией устарелых норм и установлением новых, она должно осуществляться, исключительно, официальными органами, наделенными нормотворческой функцией.

Таким образом, кодификация содействует увеличению стабильности законодательства, сочетанию точных, основывающихся на научный фундамент, системы нормативных правовых актов, обеспечивая координацию между действующими нормами, создание крупных правовых блоков. Она позволяет решить главные задачи — привести к совершенству как содержание, так и форму законодательства [12, c. 305].

II. Инкорпорация — это способ сведения к единой структурированной системе нормативных правовых актов по конкретным признакам, при котором нормы частично или полностью помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их содержания. Инкорпорация, в свою очередь, является простой формой упорядочения законодательства, реализовываться может в хронологическом, алфавитном и другом порядке. Инкорпорировать нормативно-правовой материал может любая организация, государственный орган или частное лицо, так как это является не официальной формой систематизации законодательства. При этом в первоначальные тексты нормативных правовых актов вносится официальные изменения, опускаются статьи, пункты, имевшие временное значение, утратившие силу, о чем делаются соответствующие отметки в собраниях, созданных с помощью инкорпорации [9, c. 135].

Как правило, инкорпорацию делят на неофициальную и официальную. К официальной можно отнести унифицированные сборники, собрание актов органами, принявшими эти акты. По своей правовой природе официальная инкорпорация является техникой опубликования действующих законов. Откуда следует, что такого типа сборники являются официальным источниками и на них можно ссылаться. В Республики Беларусь продуктом официальной инкорпорации может быть собрание законодательства, в котором публикуются акты, декреты и указы Президента, акты Правительства, а также нормативные правовые акты иных нормотворческих органов. К неофициальной инкорпорации относятся собрание нормативного материала по отраслям права, издаваемыми научными и другими организациями, специалистами, издаваемыми в учебных целях, для правового воспитания населения.

Иными словами, инкорпорация — это способ усовершенствования законодательства, так как даёт возможность не учитывать документы, которые были отменены, исключая повторение нормативных правовых актов. Инкорпорация является самым слабым уровнем систематизации законодательства, а также предопределяет склонение к кодификации.

Обработанный таким образом материал группируется по признакам в зависимости от хронологии, по отраслевому признаку, по юридической силе. При хронологической инкорпорации акты помещаются в последовательности, в зависимости от даты их принятия. При отраслевой инкорпорации нормативные акты группируются по предметному признаку, при этом инкорпорацией может охватываться всё законодательство или его часть. Юридическая сила нормативного правового акта, подвергшегося обработке, сохраняется с момента их введения его в действие.

По принципу расположения всех законов, подвергающихся инкорпорации Дробязко С.Г. выделяет два вида: хронологический и систематический. Некоторые авторы выделяют ещё и смешанный вид. По словам Дробязко С.Г., если собрания располагаются в определённой последовательности по датам их издания или по порядку принятия, то такой вид называется хронологическим. Что касательно систематического вида инкорпорации, то в нём нормативные правовые акты расположены по разделам в зависимости от их содержания и темы, причём в каждом разделе акты размещены по предметному принципу, а не по хронологии, то есть по отраслям, сферам государственной деятельности. Третий, смешанный вид встречается в тех собраниях законодательства, в которых может сочетаться систематический и предметный принцип, когда разделы делятся тематически, но, при этом, внутри каждого раздела акты, непосредственно, располагаются, исключительно, по хронологическому принципу [21, c. 110].

III. Также дисциплине общей теории права известна еще одна форма систематизации законодательства, которой является консолидация, в процессе которой происходит объединение в одном акте норм, регулирующих схожий вид отношений. Ключевым моментом консолидации выступает то, что она создается компетентным правотворческим органом, следовательно, как и кодификация, носит исключительно официальный характер.

В процессе консолидации весь изложенный материал находится в определенном логическом порядке, подвергается редакции, в которой осуществляется предотвращение повторов, коллизий, возможных противоречий и другое, при этом основное суть остается, что является подтверждением схожести консолидации с инкорпорацией. Во многом это даёт возможность некоторым автором утверждать, что консолидация является разновидностью инкорпорации, но это не так. По нашему мнению, консолидация является самостоятельной формой систематизации законодательства, она лишь включает характерные черты инкорпорации и кодификации, несмотря на это, она обладает отличающимися признаками.       

Таким образом, от правильного использования систематизации законодательства — зависит дальнейшее развитие правовой системы. С помощью систематизации законодательства устраняются существующие противоречия между нормами права, изменяются или создаются новые, обработанные, отвечающие необходимостям общественного развития в государстве. Они группируются по особым структурным признакам, воссоединяются в кодексы, своды законодательства и другие систематизированные нормативные правовые акты.

Подводя итоги, хотелось бы воспользоваться словами Калинина С.А. Он утверждает, что решение всех выявленных проблем и задач напрямую зависят от решения базовых проблем права, вытекающих из правовой природы нормативного правового акта. К таким проблемам Калинин С.А. относит необходимость в адаптации к современным категориям разделения системы права и нормотворчества, точного определения линии образования новых элементов правового регулирования, определения юридической силы систематизируемых актов, их принадлежность и иерархию соподчинения друг другу [20, c. 115]. В последствии помогает применению абсолютно новой практики в разработке законодательства, с использованием такой юридической техники, способов и методов изложения систематизированного акта, которая могла бы разрешить любую проблему.

 В заключении данной главы, хотелось бы сделать вывод, что под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы [12, c. 289]. Также нормативные правовые акты подразделяются на две крупные группы: законы и подзаконные акты. И в свою очередь, при помощи систематизации нормативных правовых актов облегчается проблема поиска и использования нужных нормативных правовых актов, вдобавок достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность, раздробленность нормативных актов.

ГЛАВА 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: