Задачи курса «Лингвистический анализ текста» в педагогическом институте

Н. А. КУПИНА

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Учебное пособие

для студентов-заочников

V курса факультетов языка и литературы

педагогических институтов

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»

1980



РАЗДЕЛ I.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Задачи курса «Лингвистический анализ текста» в педагогическом институте

В вузе будущий учитель русского языка и литературы дол­жен получить глубокие и разносторонние знания, необходимые для того, чтобы он мог научить детей не только свободно вла­деть родным языком практически, но и объяснять языковые яв­ления.

Осуществлению этой задачи во многом должен способст­вовать курс «Лингвистический анализ текста», который введен в учебный план педагогических институтов. Термин «лингвисти­ческий анализ текста» многозначен. Он употребляется, во-пер­вых, для наименования самой процедуры анализа языковой ор­ганизации текста, во-вторых, для обозначения раздела лингви­стики и соответствующего учебного курса1. Данный курс, о необходимости которого говорил еще академик Л. В. Щерба, должен научить будущих учителей «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русских писателей вообще и русских поэтов в частности» (1, с. 26)2.      -,

Анализ художественного текста как целостного' произведе­ния искусства, которое существует в диалектическом единстве плана содержания и плана выражения, включает исследование как идейно-тематического содержания текста, так и языковой его организации. План выражения (языковая организация текста) служит формой существования плана содержа­ния (идейно-тематическая, информационно-эстетическая сторо­на текста). В этой связи уместно привести следующее высказы­вание Д. Н. Шмелева: «Все языковые элементы художественно-

' В дальнейшем мы будем для наименования раздела лингвистики и со­ответствующего учебного курса применять сокращение ЛАТ, а для обозначе­ния процедуры анализа пользоваться полным термином.

2 Здесь и далее первая цифра в скобках означает номер цитируемого из­дания по списку использованной литературы, приводимому в конце пособия.


го произведения находятся во взаимодействии друг с другом и зависят от того содержания, выражению которого они служат. Поэтому они, естественно, должны изучаться как элементы сложного целого» (2, с. 16). Тем не менее в исследовательских целях план выражения можно выделить для специального изучения, что соответствует лингвистическому аспекту исследо­вания текста. Для специального изучения можно выделить и план содержания, что соответствует литературоведческому ас­пекту исследования текста. Такое расчленение, во-первых, не является абсолютным, во-вторых, не свидетельствует о расчле­ненности самого объекта. Оно должно способствовать осущест­влению комплексного синтетического анализа текста (главные-аспекты этого анализа: лингвистический, литературоведческий, эстетический). На уроках литературы в школе необходим "имен­но комплексный, филологический анализ художественного про­изведения, включающий в себя все названные выше аспекты. По справедливому замечанию Ю. М. Лотмана, «методика рас­смотрения отдельно «идейного содержания», а отдельно «худо­жественных особенностей» с гипертрофированным вниманием «идейному содержанию», укоренившаяся в школе, зиждется на непонимании основ искусства и вредна, ибо прививает ложное представление о литературе как о способе длинно и украшенно излагать те же самые мысли, которые можно сказать просто и кратко» (3, с. 18).

Н. М. Шанский подчеркивает, что изучение художественно­го текста как произведения искусства будет эффективным лишь в том случае, если учитель предварительно подвергнет этот текст полному или частичному языковому анализу или позна­комится с лингвистическим анализом изучаемого произведения по имеющейся научной и методической литературе (см. 4, с. 22).

Цель лингвистического анализа— выявление системы языко­вых средств, с помощью которых передается идейно-тематиче­ское и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия. Функция воздействия на слушателя, ко­торую выполняет текст, называется прагматической функцией'. Воздействие на слушателя осуществляется с помо­щью языковых средств, побуждающих адресата к тому или иному действию, поведению. Компоненты прагматической функ­ции: побудительная функция — предназначенность языко­вых средств для передачи волеизъявления субъекта речи; эмо­циональная функция— предназначенность языковых средств для выражения чувств; эмоционально-оценочная функция — предназначенность языковых средств для передачи эмоциональных оценок с целью воздействия на оценочные уста-

' Прагматическая функция описана в соответствии с концепцией Л. А. Киселевой (см. 5, с. 44—47).


яовки говорящего; экспрессивная функция — предназна­ченность языковых средств для воздействия на психику и пове­дение адресата посредством их изобразительных качеств; эсте­тическая функция — предназначенность языковых средств для удовлетворения потребностей эстетического мышления и воздействия на эстетические установки адресата; контакт­ная функция—предназначенность языковых средств для уста­новления и поддержания социально-массового и индивидуаль­ного контакта.

Лингвистический анализ текста может быть формальным (анализ языковых средств разных уровней безотносительно к смыслу целого произведения) и смысловым (анализ языковых единиц текста в их смысловом наполнении с точки зрения функ­ции данных единиц в смысловой структуре текста — см. под­робнее 6, с. 62). В пособии предлагается смысловой линг­вистический анализ текста.

ЛАТ как учебный предмет имеет целью выработать у буду­щего учителя профессиональный навык анализа языковой ор­ганизации текста (прежде всего—художественного), воору­жить его методологией этого анализа. Изучение методики и техники лингвистического анализа текста должно содейство­вать также формированию навыка целостного, комплексного анализа художественного текста как произведения искусства.

Контрольный вопрос Определите основную задачу лингвистического анализа текста.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: