Место ЛАТ в системе языковедческих дисциплин

ЛАТ как учебная дисциплина опирается на все изученные студентами языковые курсы, и прежде всего на курс современ­ного русского языка. В каждом разделе курса «Современный русский литературный язык» изучается отдельный уровень язы­ковой структуры: фонологический (фонология—фонетика), лексико-семантический (лексикология), словообразовательный (словообразование), морфологический (морфология), синтакси­ческий (синтаксис). С помощью ЛАТ можно наблюдать, как языковая система реализуется в речи в единстве всех своих уровней — от низшего (звукового) до высшего (синтаксическо­го), наблюдать взаимодействие уровней и их единиц, а также те отдельные явления, которые могут быть присущи только ре­чи (окказионализмы).

ЛАТ опирается на основные методологические понятия кур­са «Общее языкознание» и на современное решение таких об­щеязыковых проблем, как язык и речь, синхрония и диахрония, системная организация уровней языковой структуры и основ­ные ее единицы.

ЛАТ тесно смыкается с курсом стилистики.

Стилистика как учебная дисциплина делится на две части:

стилистику языка и стилистику речи. Стилистика языка описы­вает стилистические средства языка и отношения между ними, а стилистика речи, как отмечает П. Г. Черемисин, занимается выяснением того, «как с помощью стилистически маркирован­ных средств языка выражается особая информация о характе­ре окраски или тональности (нейтральной, книжной, разговор­ной и т. п.) данной речи» (16, с. 113—114). Если при изучении стилистики студенты анализировали тексты различных стилей, то в процессе изучения ЛАТ будут анализироваться в основном художественные произведения. Цель ЛАТ — «выяснение того, как с помощью средств языка создается произведение словес­ного искусства» (16, с. 114).

ЛАТ широко использует сведения о стилистической диффе­ренциации языка и языковых средств, о сопоставлении языко­вых норм разных уровней и их проявлении в конкретном тек­сте на уровне речи. Для такого сопоставления необходимо ов­ладеть разработанной Б. Н. Головиным теорией качеств хоро­шей речи (см. 17), которая является теоретическим фундамен­том культуры речи. Качества речи (правильность, богатство, точность, ясность, логичность, выразительность, краткость, уме­стность и др.) создаются «языковыми единицами разных уров­ней. Можно говорить о качествах речи, создаваемых на звуко­вом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уров­нях. При этом рассматриваемые единицы вступают во взаимо­действие, т. е. качества речи создаются взаимодействием всех уровней речевой структуры» (18, с. 125).


ЛАТ как учебная дисциплина связан и с курсом «История русского литературного языка». Конкретный художественный текст всегда является продуктом литературного языка опреде­ленного периода. В тексте, наряду с языковыми особенностями индивидуально-авторского характера, имеются языковые черты определенного периода развития литературного языка, от кото­рых надо отталкиваться в первую очередь. Чтобы квалифициро­ванно проанализировать текст, будущему учителю необходимо синтезировать и творчески применить знания, умения и навы­ки, полученные в процессе изучения всех лингвистических кур­сов. Это вызвано спецификой объекта ЛАТ — спецификой тек­ста, представляющего собой языковую систему в действии.

Контрольные вопросы

1. Определите, с какими курсами ЛАТ связан обоюдной (двусторонней) связью, а с какими односторонней.

2. Есть ли оснонания считать, что ЛАТ является синтезом ранее изучен­ных вами языковедческих дисциплин?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: