ЛАТ как учебная дисциплина опирается на все изученные студентами языковые курсы, и прежде всего на курс современного русского языка. В каждом разделе курса «Современный русский литературный язык» изучается отдельный уровень языковой структуры: фонологический (фонология—фонетика), лексико-семантический (лексикология), словообразовательный (словообразование), морфологический (морфология), синтаксический (синтаксис). С помощью ЛАТ можно наблюдать, как языковая система реализуется в речи в единстве всех своих уровней — от низшего (звукового) до высшего (синтаксического), наблюдать взаимодействие уровней и их единиц, а также те отдельные явления, которые могут быть присущи только речи (окказионализмы).
ЛАТ опирается на основные методологические понятия курса «Общее языкознание» и на современное решение таких общеязыковых проблем, как язык и речь, синхрония и диахрония, системная организация уровней языковой структуры и основные ее единицы.
ЛАТ тесно смыкается с курсом стилистики.
|
|
Стилистика как учебная дисциплина делится на две части:
стилистику языка и стилистику речи. Стилистика языка описывает стилистические средства языка и отношения между ними, а стилистика речи, как отмечает П. Г. Черемисин, занимается выяснением того, «как с помощью стилистически маркированных средств языка выражается особая информация о характере окраски или тональности (нейтральной, книжной, разговорной и т. п.) данной речи» (16, с. 113—114). Если при изучении стилистики студенты анализировали тексты различных стилей, то в процессе изучения ЛАТ будут анализироваться в основном художественные произведения. Цель ЛАТ — «выяснение того, как с помощью средств языка создается произведение словесного искусства» (16, с. 114).
ЛАТ широко использует сведения о стилистической дифференциации языка и языковых средств, о сопоставлении языковых норм разных уровней и их проявлении в конкретном тексте на уровне речи. Для такого сопоставления необходимо овладеть разработанной Б. Н. Головиным теорией качеств хорошей речи (см. 17), которая является теоретическим фундаментом культуры речи. Качества речи (правильность, богатство, точность, ясность, логичность, выразительность, краткость, уместность и др.) создаются «языковыми единицами разных уровней. Можно говорить о качествах речи, создаваемых на звуковом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. При этом рассматриваемые единицы вступают во взаимодействие, т. е. качества речи создаются взаимодействием всех уровней речевой структуры» (18, с. 125).
ЛАТ как учебная дисциплина связан и с курсом «История русского литературного языка». Конкретный художественный текст всегда является продуктом литературного языка определенного периода. В тексте, наряду с языковыми особенностями индивидуально-авторского характера, имеются языковые черты определенного периода развития литературного языка, от которых надо отталкиваться в первую очередь. Чтобы квалифицированно проанализировать текст, будущему учителю необходимо синтезировать и творчески применить знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения всех лингвистических курсов. Это вызвано спецификой объекта ЛАТ — спецификой текста, представляющего собой языковую систему в действии.
|
|
Контрольные вопросы
1. Определите, с какими курсами ЛАТ связан обоюдной (двусторонней) связью, а с какими односторонней.
2. Есть ли оснонания считать, что ЛАТ является синтезом ранее изученных вами языковедческих дисциплин?