- Сядет тот, кто данное слово скажет со словом «весенний». День весенний (погода, настроение, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы, одежда и др.).
П. Закрепление изученного материала.
• Беседа по вопросам.
- Какое сейчас время года?
- Назовите приметы весны.
- Как светит солнце? (Выставляется картинка солнца.)
- Что происходит со снегом? (Картинка тающего снега.)
- Что появляется на дорогах и пригорках? (Лужи, проталины и ручейки.)
- Что случилось с деревьями и кустами? (Деревья и кусты.)
- Какие цветы расцветают в лесу? (Подснежники.)
- Назовите весенние месяцы.
- А теперь, опираясь на предметные картинки, расскажите о приходе весны.
Солнце светит ярко.
Дружно начал таять снег.
Появились лужи и проталинки.
Побежали ручейки.
На деревьях и кустах набухают почки.
В лесу расцвели подснежники.
III. Физкультминутка.
Капля раз, капля два, Руки развести в стороны, а затем соединить.
Очень медленно сперва,
А потом, а потом все бегом, все бегом.
Мы зонты свои откроем, Руки в стороны, вверх,
От дождя себя укроем. пальцы сцепить над головой.
IV. Чтение и пересказывание сказки.
- Прослушай сказку. Придумай конец. Перескажи, как запомнил.
Необыкновенная весна
Это была самая необыкновенная весна из всех, которые | помнил Ёжик. Распустились деревья, зазеленела травка, и тысячи птиц запели в лесу. Всё цвело. Сначала цвели голубые подснежники. И когда они цвели, Ежику казалось, будто вокруг сч< дома море и что, стоит ему сойти с крыльца, он сразу утонет. 11 поэтому он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песни Потом зацвели одуванчики. Они раскачивались на своих тоненьких ножках и были такие жёлтые, что, проснувшись однажды утром и выбежав на крыльцо, Ёжик подумал, что он очутился в жёлтой-прежёлтой Африке. «Не может быть!» - подумал тогда Ёжик...
III. Итог занятия.
Занятие 75 (155) Формирование грамматического строя речи
Тема: БИБЛИОТЕКА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Цели: учить детей составлять предложения с названиями предметов среднего рода в единственном и множественном числе именительного и родительного падежа; учить согласовывать числительные с прилагательными и существительными. Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто ответит на вопрос.
- Почему пришёл врач?
- Почему люди берут зонты?
- Почему улетают птицы?
- Почему зимой нельзя купаться?
- Почему летом не носят шубу?
- Почему нельзя есть снег?
- Почему зимой надевают варежки?
- Почему надо быть внимательным на занятии?
- Почему катится мяч?
- Почему летит птица?
- Почему начал таять снег?
- Почему ты пьёшь воду?
- II. Введение в тему.
- Бедный чижик сидит в клетке.
- - Что я произнесла? (Предложение.) Сколько слов в этом
- Предложении?
- Из скольких слов может состоять предложение? •Выкладывание схемы предложения.
- • Составление предложений по предметным картинкам. (Ведро, вёдра, окно, окна, яблоко, яблоки, дерево, деревья, крыло, крылья, одеяло, одеяла, весло, вёсла, письмо, письма И др.)
- У Вовы ведро. У Вовы нет ведра. У Вовы вёдра. У Вовы нет ведер. И т. д.
Игра «Весёлый счет».
- Одно сладкое яблоко, два сладких яблока,...,......... пять сладких яблок...
- III. Итог занятия.
Занятие 76 (157) Обучение рассказыванию
- Тема: БИБЛИОТЕКА
- Цели: учить подбирать признак к предмету; учить подбирать родственные слова; учить детей составлять рассказ по сюжетной картине «Библиотекарь».
Словарь: библиотека, библиотекарь, книги, журналы, газеты, брошюра, стеллажи, формуляр, читальный зал, обложка, I иллюстрация, шрифт и др.
Оборудование: сюжетная картина «Библиотекарь».
Ходзанятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто закончит предложение. Воду носит... (водонос). Воду возит... (водовоз). С высоты вода падает -... (водопад).
Работает под водой... (водолаз).
Место, куда животные приходят пить, -... (водопой).
Сказочное существо, которое живет в воде, -... (водяной).
Воду льёт... (водолей).
Сам катит... (самокат).
Сам летит... (самолёт).
Сам варит... (самовар).
Сам ходит... (самоход).
Лес рубит... (лесоруб).
II. Закрепление изученного материала.
•Отгадать загадку.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рас сказывает. (Книга.)
• Игра «Подбери признак к предмету».
Книга (какая?) - детская, художественная, научная, красочная, большая, толстая, историческая и др.
• Подбор родственных слов.
Книга - книжка, книжный, книголюб, книгопечатание, книжник и др.
III. Рассматривание картины «Библиотекарь».
IV. Беседа по вопросам.
- Куда вы ходили на экскурсию?
- Что вы видели в библиотеке?
- Кто работает в библиотеке?
- Что делает библиотекарь?
- Где хранятся книги?
- Как нужно обращаться с книгой?
V. Составление связного рассказа по картине детьми.
VI. Итог занятия.
Занятие 77 (161) Обучение рассказыванию
Тема: ПРОФЕССИИ СЛУЖБЫ БЫТА
Цели: учить детей составлять рассказ по картине, опираясь на план; учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: картины: продавец, парикмахер, фотограф, сапожник, часовщик и др.
X о д з а н я т и я
'
I I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет действие.
Учитель... (учит), фотограф..., портной..., парикмахер..., библиотекарь..., водитель..., сапожник..., продавец..., точильщик..., садовник..., повар..., врач... и др.
И. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Один - много».
Продавец- продавцы -много продавцов.
Пекарь, фотограф, портной, почтальон, сапожник и др.
Игра «Кому что надо для работы».
" Парикмахеру - ножницы, расческа, фен, бигуди и т. д.
Игра «Кем я буду».
Я буду фотографом. И т. д.
•Рассматривание картин. Назвать профессии. Педагог предлагает план к рассказу.
План
1. Кто это? 4 2. Где работает?
3. Что делает? 4. Что ему нужно для работы? ; 5. Каким он должен быть?»
III. Составление рассказа детьми.
IV. Итог занятия.
Занятие 78(165) Обучение рассказыванию
Тема: ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Цели: рассказать детям о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 Мая; рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации; учить детей пересказу.
Оборудование: сюжетные картинки. Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто подберет слово.
Солдат (какой?) ~ смелый, храбрый, отважный. Подвиг (геройский), поступок (героический), ветеран (мужественный, старый), победа (долгожданная, радостная, выстраданная), празлник (весенний, радостный, счастливый) и др.
II. Введение в тему. Беседа о празднике по вопросам.
- Какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
- Кто защищал нашу родину?
- Кто из ваших родственников участвовал в Великой Отечественной войне?
- Кто видел фильмы о войне?
•Словарная работа: подвиг, победа, героический поступок, защитник, ветеран.
III. Чтение рассказа Л. Кассиля «Сестра».
СЕСТРА
Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперед ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно - пуля в груди мешает. Лежит и думает «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.
Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смёрзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, - медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану - осторожно, чтобы не больно.
«Кругом бой, а она приползла», - подумал Иван и спросил: - Умру?
- Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.
- Спасибо, сестрица! - говорит Иван Котлов. - Дозвольте узнать, как вас зовут.
- Надя зовут, - отвечает, - Надя Балашова. Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!
• Вопросы:
- Кто пошёл в бой?
- Что случилось с Иваном Котловым?
- Где лежал Иван?
- Как он был ранен?
- О чём думал солдат?
- Что он услышал?
- - Почему он не смог открыть глаза?
- Кого он увидел?
- Что она делала?
- О чём подумал Иван?
- О чём он спросил?
' - Что ответила девушка?
- Как её звали?
- Что она сделала потом?
IV. Повторное чтение рассказа.
V. Пересказ рассказа детьми.
VI. Итог занятия.
Занятие 79(168)
Формирование грамматического строя речи
Тема: ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: закрепить употребление в предложении форм родительного падежа в значении принадлежности без предлога
и с предлогом у по вопросам кого? чего? у кого?; развивать мышление и память.
Ход занятия