- Сядет тот, кто повторит ряд слов:
Греет, светит, тает. Скворец, ласточка, грач. Капает, журчит, набухает. Деревья, почки, листочки. Теплый, яркий, солнечный. Ручей, дождь, капель. Распускается, бежит, плывут. Сосулька, вода, лужа. Весна, проталины, гнёзда. Листочки, трава, подснежники. Ранняя, холодная, долгожданная. Говорливый, быстрый, журчащий.
II. Введение в тему.
- Как вы думаете, какое сейчас время года?
- Как называется первый месяц весны? Второй? Третий? А какой месяц идет сейчас?
- Что происходит с солнцем? Почему стал таять снег? Почему стало тепло? Почему прилетели грачи? Почему тают сосульки? Почему бегут ручейки? Как называется этот период весны?
(Ранняя весна.)
- • Игра «Назови признак».
- Солнце (какое?) - яркое, теплое, ласкоовое, весеннее, лучистое, блестящее, веселое, большое, радостниое, нелепое и др.
Слова: листочки, травка, весна, небо и /др.
- III. Физкультминутка. Игра «Доскажи словечко».
- Педагог предлагает сюжетную картинку.
- - Что сделали птицы? - Птицы свили гнёзда. Что делают
птицы? - Птицы выводят птенцов. - Что бу/дут делать птицы? -
Птицы будут учить птенцов летать.
- Предлагается составить предложения со словами:
- Играл - играет - будет играть; пел - поет - будет петь И т. д.
- IV. Итог занятия.
- Занятие 68 (137) Обучение рассказыванию
- Тема: РАННЯЯ ВЕСНА
- Цели: учить детей пересказывать рассказ с опорой на предметные картинки; развивать память, внимание, мышление.
- Оборудование: сюжетные картинки к рассказу К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведке», мяч.
- Ход занятия
- I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт признак ранней весны.
- II. Чтение рассказа.
ПЧЁЛКИ НА РАЗВЕДКЕ
Наступила весна. Солнышко согнало снег с полей, почки на деревьях раскрылись и выпустили молодые листочки. Вот про снулась и пчёлка от своего зимнего сна, разбудила своих подруг. Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде тепло и светло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке (выставляется картинка):
- Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!
- Нет, - говорит им яблонька. - Вы прилетели слишком рано: мои цветы ещё спрятаны в почках. Попросите у вишни. Полетели пчёлки к вишне (выставляется картинка):
- Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок?
- Прилетайте завтра. Сегодня на мне ни одного открытого цветочка нет.
Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пёструю головку, но не было в ней ни запаху, ни мёду (выставляется картинка).
Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь. Но вот они увидели под кустиком тёмно-синий цветочек. Это была фиалочка (выставляется картинка). Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись пчёлки и полетели домой.
III. Пересказ текста по опорным вопросам.
- Что случилось весной?
- Что сделали пчёлки?
- Зачем пчёлки полетели к яблоньке?
- Что им ответила яблонька?
- Куда полетели пчёлки?
- Что им ответила вишенка?
- Куда потом полетели пчёлки?
- Почему они улетели от тюльпана?
- Кто накормил пчёлок?
IV. Физкультминутка. Игра «Доскажи словечко».
V. Повторное чтение рассказа.
Пересказ рассказа детьми с опорой на картинки.
VII. Итог занятия.
Занятие 69(140) Формирование грамматического строя речи
Тема: ПОЧТА. ПРЕДЛОГ ИЗ-ЗА
Цели: уточнить пространственное значение предлога из-за; упражнять детей в правильном употреблении предлога из-за; учить составлять предложения с данным предлогом.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схема предлога, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт маленькое слово (предлог).
П. Введение в тему.
- Составьте предложения с любым «маленьким словом».
К доске выходят несколько детей.
Задание: встаньте за дверь, за стул, за штору, за кресло и т. д. Затем педагог просит всех выйти и говорит, выделяя голосом предлог из-за, откуда вышел каждый ребенок: Дима вышел из-за двери. Данил вышел из-за стула. И т. д.
Затем педагог показывает детям схему предлога.
Дети говорят, откуда они вышли, закрепляя в речи правильное употребление предлога из-за.
III. Чтение сказки об одиноком волке.
Жил-был в одном лесу Волчище Серый Плутище. И не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волчище на поляну - звери тут же прячутся: зайка - за куст, белка - за ветку, мышка - за холмик, бабочка, и та улетает за дерево. Один раз Волчище решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал
он за ёлку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, бел ка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из-за холмика, даже бабочка прилетела из-за дерева. Все стали радоваться, играть Понял тогда Волчище, кто виноват в его одиночестве. •Вопросы.
- Куда спрятался каждый из героев?
- Откуда он вышел?
- Кто ещё в лесу мог спрятаться от волка?
- За что он мог спрятаться?
- Откуда он мог потом выйти? IV. Игра «Прятки».
У детей на столах картинки с изображением предметов, за которыми может спрятаться ребенок, играя в прятки (сарай, куст, скамейка, стол, дерево, забор, машина, шкаф, дом, гараж, коляска, шалаш и др.).
- Представьте, как вы летом играете в прятки, и расскажите,
за что вы прячетесь и откуда потом выходите.
Таким образом, каждый ребенок составляет по два предложения с предлогами за и из-за.
V. Физкультминутка. Игра «Скажи наоборот».
Педагог называет предмет, куда можно спрятаться и бросает ребенку мяч. Ребёнок, бросая мяч обратно, называет противоположное направление - откуда можно выйти.
Например: за угол - из-за угла, за машину - из-за машины и т. д.
VI. Игра «Составь предложение».
У детей на столах предметные картинки, изображающие субъекты действий: насекомых, животных, птиц, людей.
Педагог предлагает детям составить предложения с предлогом из-за.
VII. Составление предложений по сюжетным картинкам.
VIII. Итог занятия.
Занятие 70 (142) Обучение рассказыванию
Тема: ПОЧТА
Цели: активизировать словарь по теме; учить подбирать синонимы; учить образовывать существительные множественного Числа в именительном и родительном падежах; учить детей составлять рассказ по серии картин.
Оборудование: почтовые принадлежности: конверт, бланк телеграммы, посылки, переводы, извещения, открытка, газета, журнал, серия картинок «Почта».
Ход занятия