1. привлечение людей;
2. завоевание приверженности;
3. придание людям энергии для решения задач, направленных на достижение общих целей.
Виды лидеров
Лидер – стратег
· нацелен на дальние перспективы на решение глобальных проблем;
· эффективнее действует в случаях, когда организации необходимы перемены, изменение курса развития или освоение новых технологий;
· умеет обрисовать единую линию для всех сотрудников;
· эмоционально вдохновляет и мотивирует подчинённых и коллег, помогая им привыкнуть к новым условиям;
· не очень эффективен при решении текущих задач, проблем, требующих трудолюбие и постепенного подхода.
Лидер – организатор
· активно действует, разрешая те трудности, которые возникают в процессе их выполнения;
· всегда уверен, что большинство возникающих проблем благополучно разрешимы;
· умеет убеждать своих сотрудников, а не навязывает свою точку зрения;
· максимально корректно выражает своё неодобрение по отношению к действию сотрудников, не унижая личности подчинённых.
Люди идут за ним зная, что пустое дело он предлагать не станет.
Лидер – исполнитель четко улавливает в коллективе настроения и поэтому способен мобилизировать людей для выполнения задач;
· такой лидер выделяются, когда уже создана конкретная ситуация;
· работает в рамках решения проблемы, обозначенной лидером творцом, помогая ему, при решении конкретных вопросов.
«Звёзды» в коллективе
«Звезда» – это всегда сочетание компетенций и профессионального опыта с личностными качествами.
Обычная роль «звезды» в команде – новатор, генератор идей.
Это не только выдающийся специалист, но и неординарный человек. «Звезда» всегда зажигает других своей харизмой, инициативой, «заводит» толпу. Такой человек обладает коммуникативными навыками, обаянием, вызывает любовь и уважение коллектива
Если говорить о внешних критериях для определения «звезды», то можно выделить несколько ключевых.
Во-первых, у руководства и команды есть стойкое ощущение, что без этого сотрудника невозможно обойтись.
Во-вторых, на «звезд» завязаны многие важнейшие процессы.
В-третьих, мнение «звездного» сотрудника по спорным вопросам часто бывает решающим.
Как правило, таких сотрудников руководители больше берегут, отгораживают от рутины, делают им поблажки.
Деструктивное лидерство и его устранение.
Процессом формирования и развития лидерства важно управлять или, по крайней мере, контролировать этот процесс, не допуская появления лидеров, разрушающих организацию или негативно влияющих на результаты ее деятельности.
Большой ущерб деятельности организации в целом способны нанести, например, лидеры групп «противников нововведений», «собутыльников», и т. п.
Для устранения такого рода лидерства возможны различные способы действий.
Первый способ — административные меры разрушения системы «лидер — последователи»:
· увольнение деструктивного лидера;
· перевод его на другую должность;
· изменение его социальной роли за счет перераспределения функции;
· изоляция лидера, перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру;
· ослаблению влияния негативного лидера за счёт перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное общение, и т. д.
Второй способ – связан с использованием способностей и авторитета лидера с пользой для организации:
· «приближения» лидера к руководству;
· проявления к нему особого внимания, назначения его на руководящую должность и т. п.
Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает протеста у сотрудников. Но эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов подчинить свою активность целям организации.
Стили лидерства и их характеристика
Существуют различные стили руководства, наиболее распространённые четыре:
авторитарный, демократический, либеральный, бюрократический
При авторитарном стиле руководства вся власть сосредоточена в руках руководителя, который требует дисциплины и идеального порядка, берет на себя всю ответственность за принятие решений, а с рядовыми сотрудниками держится отчужденно. Для него важен результат любой ценой.
Недостаток этого стиля. Сотрудники не ощущают поддержки и понимают, что к их мнению не прислушиваются.
Достоинство стиля. Стиль эффективен в чрезвычайной ситуации, когда необходимы быстрые и чёткие распоряжения.
Демократический стиль строится на коллегиальном решении проблем. Руководитель предпочитает активное участие сотрудников коллектива в принятии решений, заботится о развитии личной и деловой инициативы подчиненных, контактен, терпелив, тактичен, оптимистичен.
Недостаток стиля. Процесс принятия решения требует большего времени.
Достоинство стиля. Развивает в коллективе дух сотрудничества, творческий подход к делу. Стиль может использоваться при решении проблем, не требующих срочности. Например: привлечение сотрудников к созданию, каких либо проектов.
Либеральный стиль предполагает меньше всего руководства и контроля. Строится на полном доверии руководителя к подчиненным. Он допускает полную свободу действий сотрудников в пределах их функциональных обязанностей. Не приемлем для руководства в учреждениях здравоохранения.
Бюрократический стиль. Как и при авторитарном стиле, бюрократ не придает значения развитию отношений с персоналом. Не привлекает подчинённых в процесс управления.
Для него важен результат, но способы достижения строго регламентированы. Отсутствует гибкость в руководстве, подчиняется строгому исполнению правил.
Только используя все стили руководства в зависимости от задачи и ситуации можно управлять эффективно.