Дата занятия по расписанию: 23.04.2020
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Тема:_ «ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ».
Цель работы: изучить и проанализировать структурно-функциональную характеристику профессионально-личностной готовности педагога к работе с одаренными детьми.
Количество часов: 1 час
Способ коммуникации: ooshatckaia@yahoo.com
Сроки выполнения: 23.04.2020 – 25.04.2020
Источники: текст
Литература (по желанию для ознакомления):
1. Дусавицкий, А.К. Развивающее образование: основные принципы [Текст] / А.К. Дусавицкий. – Харьков: Центр психологии и методики развивающего обучения, 1996.
2. Дьяченко, В.А. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы [Текст]: книга для учителя / В.А. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.
3. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие [Текст]: методическое пособие / М.И. Лукьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
4. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат [Текст] / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М.: Педагогика, 1990. – 104 с.
|
|
5. Орлов, А.Б. Тренинг гуманных отношений между учителями и учащимися [Текст] / А.Б. Орлов. – Нарва, 1993.
Теоретический блок (информационные материалы, ссылки на ресурсы, актуализация, связь с имеющимися знаниями и др.)
Ниже дан текст из представленных выше источников. Ранее мы рассматривали особенности развития одаренных детей, возможности их психолого-педагогического сопровождения. Но участниками образовательного процесса являются не только одаренные дети, но и педагоги, родители.
Для работы с одаренными детьми нужны одаренные педагоги?
1. Прочитайте текст.
Сегодня стоит задача подготовки педагогов специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» педагоге. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа педагогов, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных детей:
Педагог, вводящий ребенка в сферу области деятельности, учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету.
Педагог, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения
Педагог, выводящий на высокопрофессиональный уровень
Качественное своеобразие и характер развития детской одаренности определяются сложным комплексом природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, творческой, исследовательской). В связи с этим особое значение для проявления и развития способностей имеют условия для собственной активности одаренных детей.
|
|
Среди типичных причин отсутствия условий для реализации одаренности — «неадекватное» социокультурное окружение, недостаток материальных и финансовых ресурсов семьи или местного сообщества; некоторые психологические особенности детей, требующие особой подготовки специалистов; невозможность выстраивания нестандартной индивидуальной траектории (недостаточная квалификация учителей).
Сегодня стоит задача подготовки учителей специально для одаренных.
Подготовка учителя для одаренных, по мнению С.А. Марковой, требует обязательного учета разного рода факторов. В качестве основных в этой подготовке она считает:
1) профессионально-личностную позицию педагогов;
2) комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;
3) создание системы консультирования и тренингов для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;
4) создание психолого-педагогических условий (системы изучения передового педагогического опыта, обмена опытом в различных формах для развития профессионального мастерства и др.);
5) создание творческой и свободной атмосферы учения образовательной ступени и сферы деятельности педагогов (учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т.п.).
Наличие разнообразных подходов и характеристик учителя для одаренных детей для нас позволяет составить описательный портрет:
· учитель для одаренных — прежде всего, прекрасный, успешный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет;
· в дополнение к этому он обладает такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником и основаны на глубоком понимании природы одаренности и ее специфики в различном возрасте;
· такому учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом его личной одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.
Неизбежно возникает вопрос: существует ли такой учитель в природе и можно ли такие качества, умения развить? Если существует, то очень повезло школе и детям, поскольку такой учитель в состоянии эффективно осуществлять педагогическую деятельность по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей. Всем остальным учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества. Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновский, B.C. Юркевич указывают по меньшей мере на три пути формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми:
· с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
· предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;
· тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Для подготовки учителя к деятельности по выявлению и раскрытию одаренности обучающихся Г.В. Тарасова предлагает специально создать организационно-педагогические условия. Среди них:
а) осуществлять реализацию личностно-ориентированного подхода при соблюдении принципа преемственности и активном взаимодействии четырех субъектов образовательного процесса — ребенка, педагогического коллектива, семьи и школьного окружения ребенка в лице его сверстников;
б) система подготовки учителей, работающих с одаренным ребенком, должна быть многоступенчатой и сочетать теоретическую и практическую подготовку с преобладанием последней;
|
|
в) в процессе подготовки к работе с одаренными детьми учителю необходимы конкретные рекомендации, которые он сможет использовать как инструментарий в педагогической деятельности.
Таким образом, если мы хотим получить учителя для одаренных, то должны обеспечить развитие его профессиональной компетентности и содействие становлению профессионально-личностных качеств. Такая помощь будет эффективной при соблюдении ряда конкретных условий и детальной разработке путей подготовки.
Практический блок
Для уточнения и закрепления изученного материала письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Каковы структурно-функциональные характеристики профессионально-личностной готовности педагога к обучению и развитию одаренных детей?
2. По каким признакам и критериям можно судить об уровне профессионально-личностной компетентности педагога в вопросах организации работы с одарёнными детьми?
3. Каковы основные цели и задачи взаимодействия педагогов и родителей детей с признаками одарённости?
Проверьте работу. Работа будет оценена в соответствии со следующими критериями:
Отметка | Формальный | Содержательный | Смысловой |
2 | работа не представлена ответы не соответствуют заданию, задание не понято или понято неверно выполнено менее 50% заданий работы неаккуратный внешний вид работы грубое нарушение правил оформления материал изложен непоследовательно. | объем представленной работы недостаточен для раскрытия темы или чересчур избыточен содержание работы не соответствует заданию существенная нехватка информации; лишняя информация вработе много фрагментов, где информация скопирована из источников | отсутствует или неверное пояснение к проблеме, ее толкование, комментирование, аргументация по проблеме. завышенная/заниженная оценка собственной работы; оценка не произведена |
3 | работа представлена некоторые ответы не соответствуют заданию выполнено от 50% до 70% заданий работы не волне аккуратный внешний вид работы, исправления, пометки нарушения правил оформления не весь материал изложен последовательно; о логике изложения можно догадываться. | объем представленной работы недостаточен для раскрытия темы содержание работы лишь частично соответствует заданию лишняя информация некоторое количество ошибок; ошибки, не ведущие к потере смысла высказывания | неверное пояснение к проблеме, ее толкование, комментирование, аргументация по проблеме, исправляемое при помощи преподавателя; подбор примеров неудачный. не вполне верная оценка собственной работы; |
4 | работа представлена большинство ответов соответствуют заданию выполнено от 70% до 90% заданий работы оформлено без нарушений материал изложен последовательно. | Объем достаточен для раскрытия темы Содержание соответствует заданию некоторая нехватка информации; работа выполнена самостоятельно ошибки, не ведущие к потере смысла высказывания | присутствует краткий комментарий проблемы, ее толкование, комментирование, аргументация; подбор примеров. верная оценка собственной работы; |
5 | работа представлена все ответы соответствуют заданию выполнено от 90% до 100% заданий работы материал изложен последовательно. | объем представленной работы достаточен для раскрытия темы содержание полностью соответствует заданию работа выполнена самостоятельно | развернутый комментарий проблемы, ее толкование, аргументация; подбор примеров. верная оценка собственной работы; |
|
|