Общая характеристика целей, актуальных для собственников бизнеса

Эволюция концепции отечественного маркетинга

Концепция и период времени Основное содержание концепции
1. Эмпирическая (“донаучная”) предыстория (конец XV в. — 60-е гг. XX в.) Последовательный переход от концепции совершенствования производства к концепции совершенствования товара. Характеризуется отдельными элементами эмпирического маркетинга, основанного скорее на интуиции и природной предприимчивости хозяйствующих субъектов, чем на строго обоснованных научных знаниях.
2. Сбытовая концепция (60-е гг. ХХ века — по 80-е гг.) Характеризуется следующими положениями: - изучение потребительского спроса в целях обоснования планов производства и потребления основной группы товаров, нормированных в соответствии с теоретическими изысканиями соответствующих НИИ; - в условиях гарантий государства на устойчивые заказы по снабжению и сбыту продуктов труда все усилия были направлены прежде всего на интенсификацию сбыта.
3. Исследование маркетинга индустриально развитых стран (60-е гг. — 80-е гг. ХХ века) Иллюстрируется следующими основными направлениями: - теоретический анализ и критика маркетинга в индустриально развитых странах (проблемы международного маркетинга; конкурентная борьба монополий; маркетинг в малом и среднем бизнесе; ценообразование в международной торговле; менеджмент в маркетинге); - рассмотрение маркетинга как составной части межнационального государственно-монополистического регулирования экономики, выявление тенденций глобализации маркетинга в теории и на практике; - изучение практического опыта использования маркетинга в США, ФРГ, Японии и др. странах.
4. Концептуальный “микс” в экономической теории маркетинга (90-е гг. — по 1999 г.) Характеризуется следующими положениями: - исследование общих проблем и инструментария маркетинга; - рассмотрение маркетинга как доктрины менеджмента; - определение маркетинга как формы воспроизводственного процесса, развитие которого направлено на сочетание меняющихся интересов хозяйствующих субъектов общества.
5. Развитие концепций прикладного маркетинга (2000 г. — по настоящее время) Иллюстрируется следующими основными направлениями: - исследование маркетинга во внешнеэкономической деятельности; - адаптация постулатов маркетинга применительно к проблемам внутреннего рынка России; - разработка теоретических и прикладных аспектов отраслевого маркетинга. Создание практических («мануальных») пособий и методик по реализации маркетинга на предприятиях, исходя из собственного успешного опыта.

 

Среди указанных пяти этапов эволюции концепции маркетинга период до 60-х гг. нашего столетия можно смело считать периодом зарождения и эмпирической проверки основных идей и постулатов маркетинга.

 

Вопрос 1.3. Цели и задачи маркетинга.

Маркетинг затрагивает интересы каждого члена общества, но у каждого из них могут быть цели, противоречащие друг другу. В связи с этим выделим наиболее важные цели и задачи маркетинга для трех заинтересованных групп:

1. «Что следует ожидать потребителям и обществу в целом от системы маркетинга?». Известные американские маркетологи Филипп Котлер и Гари Армстронг выделяют четыре альтернативные цели (цели максимизации) в системе маркетинга (табл. 1.3).

 Таблица 1.3

Достоинства и недостатки целей максимизации маркетинга

Достоинства Недостатки

1. Достижение максимально возможного уровня потребления

o Высокое потребление стимулирует рост производства, занятость и богатство o Чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее становятся o При достижении некоторого сравнительно высокого уровня потребления возрастание массы материальных благ не приносит с собой больше счастья

2. Достижение максимальной потребительской удовлетворенности

o Благо для консумента, удовлетворенность потребителя   oТрудно измерить степень потребительской удовлетворенности oУдовлетворение, получаемое от конкретных «благ» имеет оборотную сторону («шведские столы», обжорство/отказ от пищи, пьянство, курение, и т.п.)

3. Предоставление максимально широкого выбора

o Потребитель находит товары, которые наиболее полно отвечают его нуждам, вкусам и дают наибольшее удовлетворение   oВысокие затраты oУвеличение разнообразия товаров не расширяют на деле возможности выбора (разные марки, но близкие свойства) o Беспокойство, фрустрация потребителя

4. Максимальное повышение качества жизни

o Повышение качества жизни подразумевает: n Качество, количество, ассортимент, доступность стоимости товаров, рост разнообразия и объемов услуг; n Качество окружающей среды и качество культурной среды. o Благородная и предпочтительная цель с трудновыполнимой миссией. o Толкования (интерпретация) миссии зачастую противоречат друг другу.  

2. «Что следует ожидать собственникам компании от маркетинга?». Отечественные ученые Г.Л. Багиев, Е.П. Голубков[7] и др. отмечают, что общая цель маркетинговой деятельности в компании – это обеспечение целей развития компании посредством реализации эффективной маркетинговой стратегии. Например, цель для отдельных товаров и рынков – увеличение объема (доли) продаж; цель для отдельных элементов комплекса маркетинга – реализация товарной политики.

По Ф. Котлеру цели, обусловленные маркетингом, представлены в виде четырех основных стратегий (табл. 1.4)[8].

Таблица 1.4

Общая характеристика целей, актуальных для собственников бизнеса

Наименование                                       целей компании Краткое содержание цели
Выживание. Главная цель деятельности компании в случаях столкновения с проблемами перепроизводства, обострения конкуренции или изменениями потребительских предпочтений.
Максимизация текущей прибыли. Определение величины спроса и издержек производства для различных цен и выбор той цены, при которой достигаются максимальная текущая прибыль, выручка или оборот капитала.
Максимизация доли рынка. Предприятие направляет свои усилия на увеличение сбыта и высокий рост продаж. Цены, как правило, устанавливаются более низкие.
Качественное преобладание на рынке. Установление лидерства на определенном рынке по показателям качества продукта, подразумевающего назначение определенной цены, покрывающей не только издержки на производство высококачественного продукта, но и издержки на МИ, продвижение и НИОКР.

3. «Что следует ожидать менеджерам компании от маркетинга?». По мнению И. Липсица[9], цели собственника бизнеса и менеджеров существенно различаются. Это обусловлено следующими факторами:

1) изначальным отношением к собственности. На текущий момент различают следующие виды собственности: государственную и частную, индивидуальную и коллективную, акционерную и коммунальную, кооперативную и др.  Важно подчеркнуть, что на Западе принято оперировать понятием «право собственности». Право собственности представляет собой поведенческие отношения между людьми, которые, с одной стороны, санкционированы обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями, нравами и т.п.), а с другой стороны – возникают в связи с существованием благ и касаются использования этих благ.

2) разными функциями собственника бизнеса и менеджеров по маркетингу. Наиболее полное представление об этом дает И. Липсиц (табл. 1.5).

Таблица 1.5

Цели собственников бизнеса и менеджеров компании [10]

Цели собственников Цели менеджеров
p Устойчивый рост продаж. p Дифференциация товара с помощью брэнда (узнаваемость и желаемость брэнда покупателями). p Эффективность рекламы (каждый вложенный в рекламу рубль должен приносить хотя бы 1,5 рубля прибыли от продаж). p Максимизация прибыли от продаж.   p Точный прогноз ситуации на рынке (какой объем прибыли мы можем получить в будущем году). p Сохранить долю рынка и повысить прибыльность операций. p Обеспечить лишь «опознаваемость» товара. p С помощью рекламы напомнить покупателям о Нашем товаре. p  Внести вклад в достижение оптимальной комбинации целей в области прибыли, объемов продаж, качества и удовлетворенности потребителей. p Создать систему сбора и анализа максимально разнообразной информации об условиях рыночных продаж.

Различные цели маркетинга на разных уровнях обусловливают и различные задачи маркетинга:

1) на уровне общества: согласование интересов потребителей и хозяйствующих субъектов рынка посредством удовлетворения потребностей целевых рынков и получения выгоды хозяйствующим субъектом ( т.е. дохода, прибыли, увеличения объема продаж, социально-экономического эффекта); 

2) на уровне компании: согласование интересов собственников бизнеса и персонала компании посредством материальных и нематериальных ресурсов, извлекаемых за счет удовлетворения потребностей целевых рынков и получения выгоды хозяйствующим субъектом (т.е. дохода, прибыли, увеличения объема продаж, социально-экономического эффекта).

 

Вопрос 1.4. Комплекс маркетинга.

Важнейшим инструментом, позволяющим реализовать теоретические постулаты маркетинга на практике, в англоязычной литературе называется «mix»[11] (по-русски «комплекс» маркетинга[12]). Термин «marketing mix» придумал Нейл Борден, который использовал его, прежде всего, в учебных целях для объяснения студентам смысла маркетинговой деятельности[13].

Ф. Котлер утверждает, что комплекс маркетинга – это «набор средств маркетинга, воздействующих на рынок»[14]. Данное положение хорошо иллюстрируется метким высказыванием Питера Друкера: “Целью маркетинга является сделать излишним, ненужным сбыт товаров. Целью является знать и понимать потребителя так хорошо, чтобы товары или услуги “подходили” таким образом, чтобы... продавались сами собой”[15]. 

Существуют различные подходы к определению составляющих комплекса маркетинга. Эти подходы исходят из следующих факторов: а) позиций «выгодоприобретателя», т.е. продавца или покупателя, б) особенностей отрасли, в) концепта маркетинга.

Так, традиционная формулировка комплекса маркетинга является иллюстрацией подхода с позиций «выгодоприобретателя» и включает четыре составляющих – «4Р» (рис. 4.): товар (“product”), цена (“price”), распределение (“place”), продвижение (“promotion”).

Говоря о комплексе маркетинга с позиций «выгодоприобретателя»,
Роберт Лотерборн (Robert Lauterborn) предположил, что продавцам следует работать с четырьмя «С», а не «4Р»: 1) ценность потребителя (customer value), 2) общие издержки потребителя (customer costs), 3) доступность (convenience), 4) информированность (communication). «Как только продавцы станут думать о 4С, то им станет намного легче понимать 4Р»[16].

Рассмотрение комплекса маркетинга в отраслевом подходе. Например, применительно к предприятиям торговли по Леви М. и Вейтц Б.А. может быть 7 составляющих[17]: 1) товарный ассортимент (“product”), расположение (“place”), ценообразование (“price”), реклама и продвижение товаров (“promotion”), дизайн магазина и способы представления товара (“perception”), обслуживание покупателей (“personnel service”), продажа товаров в розницу (“purchase”).

Мы полагаем, что комплекс маркетинга следует трактовать как шесть “6Р” (табл. 1.6):

Таблица 1.6



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: