Классификация основных видов маркетинга, в авторской трактовке

 

Критерий сегментации

Наименование вида маркетинга

Характеристика вида маркетинга

Источники литературы
1

2

3

4

1. Размер

охваченного

рынка.

1. Массовый маркетинг

(Mass-marketing).

Массовое производство и комплекс маркетинга одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей. Подход позволяет продавать продукты по минимальным ценам (товары ежедневного спроса широкого потребления).

Голубков Е.П., 2000.

2. Продуктно-дифференцированный маркетинг (Product Marketing).

Производство и маркетинг нескольких продуктов с различными свойствами, предназначенных для всех покупателей, но рассчитанных на разные вкусы и настроения (варианты товаров ежедневного спроса широкого потребления).

3. Целевой маркетинг

(Target Marketing).

Производство и маркетинг продуктов, разработанных специально для определенных рыночных сегментов (например, лечебно-профилактическая группа продуктов питания).

2. Вид

продаваемого товара.

1. Маркетинг товаров/услуг

(Goods Marketing/ Service Marketing).

Производство и маркетинг отдельных товаров и/или услуг (например, маркетинг автомобилей, маркетинг консалтинговых услуг).

Голубков Е.П., 2000.

2. Маркетинг организации

(Firms Marketing).

Деятельность по созданию и поддержанию благоприятного имиджа организации (деятельность всех современных компаний).

3. Маркетинг отдельной личности (Personnel Marketing).

Деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения поведения общественности по отношению к конкретным лицам (политики, артисты, спортсмены и т.п.).

 

4. Маркетинг места (Place Marketing; Venue Marketing; Municipal Marketing; Regional Marketing).

Деятельность в целях создания, поддержания или изменения поведения общественности по отношению к отдельным местам (регион, страна, город, место отдыха, промышленная зона и т.п.).

 

5. Маркетинг идей (Idea’s marketing).

Применяется для социальных идей (отказ от курения, спиртного, наркотиков, а также защита окружающей среды, пропаганда здорового образа жизни и т.п.).

Продолжение табл. 1.7

1

2

3

4

3. Тип спроса.

 

 

1. Конверсионный маркетинг

(Converse Marketing).

Изменение отрицательного отношения покупателей к товару (негативный спрос) на положительное. Осуществляется путем изменения свойств товара, снижения цены и более эффективного продвижения.

Голубков Е.П., 2000.

2. Стимулирующий маркетинг

(Stimulation Marketing).

Поиск способов увязки выгод товара с потребностями потребителей в условиях отсутствия спроса. Осуществляется путем изменения свойств товара, снижения цены и более эффективного продвижения. 

3. Развивающий маркетинг

(Development Marketing).

Оценка потенциального рынка и разработка новых продуктов в условиях состояния скрытого спроса, когда покупатель не удовлетворен существующими товарами, но еще не знает о новых.

4. Ремаркетинг (Remarketing).

Восстановление спроса в условиях его падения на основе творческого переосмысления ценностей товара и ценностей потребителя.

5. Синхромаркетинг

(Synchronization marketing).

Сглаживание колебаний спроса в условиях сезонных, ежедневных и часовых колебаний за счет гибких цен, новых методов продвижения и т.п.

6. Поддерживающий маркетинг (Hold Marketing).

Поддержание существующего уровня продаж в условиях полноценного спроса.

7. Демаркетинг (Demarketing).

Поиск способов временного или постоянного сдерживания/снижения спроса в условиях чрезмерного спроса.

8. Противодействующий маркетинг (Antagonist marketing).

Воздействие на потребителя в целях прекращения потребления товаров/услуг, вредных для здоровья и жизни человека в условиях иррационального спроса.

4. Ассоциация с общественными

стереотипами.

1. Благотворительный маркетинг (Cause Marketing).

Стратегия, связывающая имя компании-спонсора с мероприятиями, которые решают общественные проблемы в надежде, что ассоциация с ними приведет к положительному мнению о компании.

http://www.sponsoring.ru  

2. Просвещенный или миссионерский маркетинг (Mission Marketing).

Деятельность организации осознает и использует свою общественную миссию, повышает ценностную значимость продукта для потребителя, и т.п.

Голубков Е.П., 2000; Короткова Т.Л., 2006.

 

Окончание табл. 1.7

1 2

3

4

5. Особенности отрасли

1. Маркетинг в промышленности (Industrial Marketing).

Специфика определяется комплексом маркетинга в различных отраслях промышленности.

www.rbc.ru; Скороходова Л.А., 2005.

2. Агромаркетинг (Agri-marketing).

Специфика определяется комплексом маркетинга в различных отраслях АПК.

Астратова Г.В., 1998; Борцова Е.Л., 2004.

3. Маркетинг сферы услуг (Service Marketing)

Специфика определяется комплексом маркетинга в различных отраслях сферы услуг.

Шапошников В.А., 2003.

4. Маркетинг деловой (Business-to-Business Marketing).

Программы компании, ставящие своей целью работу с другими производителями (формирование узнавания или инициирование покупки).

http://www.sponsoring.ru

5. Некоммерческий маркетинг (None-Profit Marketing).  

Специфика определяется комплексом маркетинга различных отраслях некоммерческого маркетинга: маркетинг спортивный, маркетинг политический, маркетинг в сфере искусств, маркетинг в науке.

Шапошников В.А., 2003; http://www.sponsoring.ru.

6. Интерактивное

общение.

1. Маркетинг отношений (Relationship Marketing)

Вид маркетинга, когда выстраиваются долгосрочные отношения с потребителями и другими важными группами заинтересованных лиц, в том числе с помощью программ повышения лояльности.

http://www.sponsoring.ru

2. Прямой маркетинг (Direct marketing)

Интерактивная система маркетинга, позволяющая потребителю получить информацию, приобрести продукт при помощи средств информации или сделать и то и другое одновременно.

http://www.sponsoring.ru

3. Родственный маркетинг (Tribal Marketing):

Создание родственных (близких) групп для коммерческих целей. Так, Harley Davidson соединил продажу мотоциклов и аксессуаров к ним с созданием клубов выходного дня для мотолюбителей, и сформировал новый стиль жизни, построенный вокруг изделий брэнда. Родственный маркетинг работает лучше всего, когда он постоянно подкрепляется визуальной рекламой.

http://www.sponsoring.ru

           

 


[1] McKenna Regis, 1991.

[2] Более подробно анализ дефиниций маркетинга см. в источнике: Астратова Г.В., 1998.

[3] “консумент“ - происходит от англ. «consume» (потреблять) и обозначает потребитель товаров и услуг.

[4] Астратова Г.В.,1996 и Астратова Г.В., Семин А.Н.,1999.

[5] Астратова Г.В.,1996; Астратова Г.В., Семин А.Н., 1999; Борцова Е.Л.,2004; Astratova Galina V., 2004.

[6] Более подробно об идентификации потребления будет изложено в лекции, посвященной поведению потребителя. Исследование проблемы ресурсного обеспечения в системе маркетинга подробно описано в источнике: Борцова Е.Л., 2004.

[7] Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х., 2005. С. 35; Голубков Е.П., 1998. С. 54.

[8] Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., В. Вонг, 2007. С. 657.

[9] Липсиц И.В., 2007. С. 14-17.

[10] Составлено автором на основании источника: Липсиц И.В., 2007. С. 14-17.

[11] Perrtalt, William D., E. Jerome McCarthy, 2000. Р. 244.

[12] Голубков Е.П., 2000. С. 62

[13] Борден Н., 2001.  

[14] Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., В. Вонг, 2007. С. 33.

[15] Drucker Peter. 1973. PP. 64-65.

[16] Lauterborn Robert.,1990.

[17] Леви М., Вейтц Б.А., 1999.

[18] Юлдашева О.У., 2003.

[19] Юлдашева О.У., 2003.

[20] Там же.

[21] b2c – business to customers marketing, b2b – business to business marketing.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: