Дифференциальное уравнение называется однородным, если оно имеет вид
(2.19)
В некоторых случаях полезно пользоваться другим равносильным определением однородного дифференциального уравнения. Предварительно отметим следующее. Функция двух аргументов называется однородной степени п, если умножение всех ее аргументов на одно и то же число t равносильно умножению функции на , т.е.
.
Оказывается, что всякая однородная функция F(х, у) степени n представима в виде
.
С помощью этого свойства можно показать, что определение (2.19) равносильно следующему:
Если в дифференциальном уравнении
P(x,y)dx+Q(x,y)dy = 0 (2.20)
коэффициенты P(x,y) и Q(x,y) – однородные функции одной и той же степени, то уравнение (2.20) называется однородным.
Уравнение (2.19) решается при помощи введении новой неизвестной функции:
(2.21)
В самом деле, из (2.21) следует, что y=zx, откуда y’=z’x+z. Подставляя эти выражения в (2.19), получим z’x+z=f(z) или
В этом уравнении переменные отделяются:
Интегрируя и обозначая через F(z), находим F(z)=lnx+C или, возвращаясь к старой неизвестной функции у, . Это общий интеграл нашего дифференциального уравнения.
Пример 2.4. Дифференциальное уравнение
однородное. Подстановка y = zx дает z’x + z = z + tg z откуда
или
.
Интегрируя, получим ln sin z=ln x+ln C, т.е. sin z = Сx. Отсюда z=arcsinCx и у=х arcsinCx.
Для решения уравнения (2.20) можно поступить двояко: или привести его предварительно к виду (2.19), или же сразу применить подстановку (2.20).
Пример 2.5.
(7x2-2xy+6y2)dx+(x2-4xy)dy=0. (2.22)
Первый способ решения. Переписываем уравнение (2.22) так:
или, деля числитель и знаменатель на ,
.
Это дифференциальное уравнение вида (2.19), и мы полагаем у=zх. Далее продолжаем, как в предыдущем примере.
Второй способ решения. Делаем подстановку (2.21) непосредственно в уравнении (2.22). Так как y=zx, а dy=xdz+zdx, то получим
(7x2-2x2z+6x2z2)dx + (x2-4x2z)(xdz+zdx) = 0.
Сокращая на х2 и делая перегруппировку, имеем
(7-z+2z2)dx + (1-4z)xdz = 0.
Это уравнение с разделяющимися переменными, решать которое мы умеем.
Практические примеры
Приведем несколько примеров на исследование математической модели конкретной физической задачи. Вернемся к системам, рассмотренным в разделе 1.1, и поставим теперь конкретные вопросы относительно их свойств.
Пример 2.6. Моторная лодка движется в спокойной воде со скоростью v0= 20 км/ч. На полном ходу ее мотор выключается и через 40 сек после этого скорость лодки уменьшается до v1=8 км/ч. Сопротивление воды пропорционально скорости движения лодки. Определить скорость лодки через 2 мин после остановки мотора.
Решение. Движение лодки описывается дифференциальным уравнением (1.1)
(2.23)
Очевидно,
или
ln v = .
Потенцируя, получим общее решение уравнения (2.23):
.
Начальное условие: при t = 0 v = 20 км/ч. Откуда
20 = и С = 20.