Каково различие между пониманием метода социологии этими авторами?

Логические задания по социологии

1. В каком смысле, узком или широком, определяет общество известный американский социолог Н. Смелзер:

«Общество — это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».

 

2. В своей работе «История буржуазной социологии XIX—XX веков»английский ученый Г. Спенсер(1820—1903) писал:

«Если теория регрессав своей ходячей форме должна считаться несостоятельной, то и теория прогресса, принимаемая без всяких ограничений, кажется мне несостоя-тельной... Очень возможно, что регресс имел место так же часто, как и прогресс»

(М., 1979.— С. 48).

Придерживаетесь ли вы того же мнения? Свой ответ аргументируйте.

 

3. Грядущее «предстает как непрерывно ветвящаяся цепь дилемм. Каждое звено этой цепи двойственно: оно составляет пару взаимоисключающих возможностей»

(Андреев Д. Роза мира. — М., 1991. — С. 238).

Согласны ли вы с этим положением? Можете ли вы подтвердить его примерами?

 

4. «Если индустриальное общество определялось качеством товаров, выражающим уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами —здравоохранением, образованием, развлечениями, искусством.»

(Цит. по: Социология и современность. — М., 1977).

Прокомментируйте различие между индустриальным и постиндустриальным обществами. Как это различие, с вашей точки зрения, должно отразиться на роли и характере вашей профессии?

5. О. Конт считал, что общество— это функционирующая система, основанная на разделении труда.

По Г. Спенсеру общество «композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидов».

К, Маркс писал: «Обществоне состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти отношения находятся друг к другу».

Противоречат ли, на Ваш взгляд, эти определения общества одно другому или они дополняют друг друга?

 

6. Предмет социологии раскрывается на двух уровнях — макрои микро. Попытайтесь самостоятельно разобраться в этом и определите, к какому уровню относятся следующие явления:

развод, забастовка, межнациональный конфликт, ссора друзей, революция, выборы президента страны, сокращение числа поступающих в вуз, борьба классов, семейный конфликт, инфляция.

 

7. В социологическом исследовании очень важно правильно сделать выборку, иначе не избежать ошибок. Ниже приведены конкретные ситуации. Надо определить, правильно ли действовал социолог.

а) Цель исследования — проблемы «дедовщины» в армии. Социолог опросил всех, кто служил когда-либо в армии.

б) Цель исследования — социальная защита населения. Социолог опросил пенсионеров.

в) Цель исследования — выяснение мнения подписчиков «Московского комсомольца» о своей газете. Социолог и редакция опубликовали анкету, намереваясь получить точную информацию из тех писем, которые придут по почте.

 

8. Изучая историю развития социальных учений, вы нередко сталкивались с тем, что во все времена концепции разных мыслителей по одной и той же проблеме были противоположными.

К примеру, по Гоббсу— естественное состояние— это общественная «война всех против всех», поскольку каждому присуща «абсолютная свобода». Отсюда — организация общества — вынужденная необходимость; общественный договор — спасение от взаимоуничтожения.

Гоббсово «естественное состояние» Шефтсбериназывает «противоестественным состоянием», подтверждая, что « человек по природе — существо общественное»и общество — «неизбежно и естественно для него».

Объясните разницу во взглядах ученых?

 

9. Изучая историю развития социологии, можно столкнуться с тем, что социологи по-разному понимают метод социологии.

Например. Н.К. Михайловский писал, что «...социолог должен прямо сказать: желаю познать отношения,существующие между обществом иего членами, но кроме познания я желаю еще осуществления таких-то итаких-то моих идеалов, посильное определение которых при сем прилагаю»

(Поли. собр. соч., 1909, т. 3, с. 406).

 

Дюркгейм в своей работе «Метод социологии» утверждал: «... когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных факторов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных представлений»

(М., 1991.— С. 446).

Каково различие между пониманием метода социологии этими авторами?

10. Сопоставьте суждения древнегреческого философа Аристотеля и Томаса Гоббса о возникновении государства.

«... человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству»

(Аристотель).

«Естественным состоянием человека была война всех против всех, приносящая ущерб каждому. Поэтому люди путем взаимного договора между собой объединились в государство и подчинились государю, чтобы тем самым получить защиту»

(Гоббс).

 

11. Как Вы понимаете высказывание Э. Дюркгейма:

«Долг государственного человека не в том, чтобы насильно толкать общество к идеалу, кажущемуся ему соблазнительным; его роль — это роль врача: он предупреждает возникновение болезней хорошей гигиеной, а когда они обнаружены, старается вылечить их».

В чем должна заключаться при этом роль социологии?

Сопоставьте высказывание Э. Дюркгейма с взглядом К. Маркса, что эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

12.Определяя понятие «культура», Т. Парсонс выделяет три момента:

«во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию;

во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением природы чело века;

в-третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом, а с другой, — детерминантой систем человеческого взаимодействия ».

(Структурно-функциональный анализ в современной социологии. —

Вып. 1. — М., 1968.—С. 49).

«Культура означает обработку материала актом духа... Гений никогда не мог вполне вместиться в культуру и культура всегда стремилась превратить гения из дикого живот­ного в животное домашнее... Творческий акт превращается в культуру».

(Бердяев Н.О. О рабстве и свободе человека. — Цит. по: Мир Философии. — М., 1991. — ч. II.—С. 308).

Дополните данные определения. Покажите, что культура — не только продукт и условие социального взаимодействия, но и само это взаимодействие: культура не только передается, но и создается, она не только общепринятая, но и порой противоречит общепринятому — так называемая контркультура.

 

13. «В качестве синонима духовной культуры можно пользоваться и понятием просвещение».

( Витаньи И. Общество, культура, социология. — М., 1984. — С. 114).

Можно ли согласиться с высказыванием И. Витаньи? Сопоставьте понятия «духовная культура» и «просвещение».

 

14. Как связаны между собой культура и язык?

 

15. «Чем примитивнее общество, тем более сходства между составляющими его индивидами»

(Дюркгейм Э. Метод социологии. — М., 1990. — С. 129).

? | Как Вы понимаете это высказывание?

 

16. «Возрастной признак причинно связан с рядом психосоциальных свойств индивида, оказывающих влияние на чувствования и верования, желания и стремления, идеи и интересы индивида, а через них и на всю социальную жизнь».

(Сорокин П.А. Система социологии. — Т., 1920. — Т. 2. — С. 110).

? I Согласны ли Вы с этим утверждением?

Возможно ли сближение поколений или прав Ф. Ницше, когда говорил: «И изгнан я из страны отцов и матерей»?

 

17. Один из самых известных афоризмов К. Маркса звучит так: сущность человека есть совокупность общественных отношений.

Отсюда следовало, что любой человек, даже преступник, мог считать себя совокупностью общественных отношений.

Верно ли это?? I Сравните этот афоризм с другим: все люди смертны; Сократчеловек, значит, он смертен. I В чем сходство и различие двух суждений?

 

18. Преподаватель и студент наделены различными правами и обязанностями. У них разные статусы. Преподаватель — лицо наемного труда, а студент — нет. Подумайте и ответьте:

· Почему преподаватель обязан заранее предупреждать администрацию о том, что он не может провести занятие, а студент может этого не делать либо сообщить позже?

· Почему студента за пропуски нескольких занятий могут не аттестовать, а преподавателя уволить?

· Почему непосещение преподавателем занятий называется срывом уроков, а студентом — пропусками?

· Почему преподавателя за незнание предмета увольняют как не соответствующего профессиональным требованиям, а студентам предоставляют право отчитаться в следующий раз?

· Почему преподаватель получает деньги за ведение уроков, а студент (на платной форме обучения) платит за их посещение?

· Почему преподавателю приходится говорить на уроках больше, чем студенту?

 

19. Правда ли, что:

· Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды можно приобрести только благодаря собственным усилиям.

· Приписываемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий.

· Статус мужа является достигаемым.

· Актер — смешанный статус.

 

20. Объясните, почему социологи так говорят:

· Чем динамичнее общество, тем больше в нем ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы.

· Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

· Безработным чаще всего оказывается человек помимо своей воли.

· Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить статус огромных масс людей помимо их воли.

· Звание академика по началу является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый.

· Смешанный статус обладает чертами приписываемого и достигаемого статуса.

· Чем выше ранг, тем больше почестей.

 

21. Как вы думаете, почему:

· Мужчинам запрещается появляться в дорогих ресторанах без галстука?

· В арабских странах одеяние женщин скрывает не только тело, но и его очертания.

· В Англии XVI в. парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя.

· Майор не имеет права носить форму подполковника.

· В западном обществе немодно подчеркивать принадлежность к элите, а в нашем — модно.

 

22. Правда ли, что:

· Никто не в силах изменить пол, расу и национальность.

· Мужчина — прирожденный статус.

· Русский — приписываемый статус.

· Биологическая национальность может быть вытеснена социально приобретенной.

· Возраст не является прирожденным статусом.

· Король — достигаемый статус.

 

23. Установите, в каком из приведенных ниже примере идет речь о социальном действии? Свой ответ аргументируйте.

«Ученый естествоиспытатель стремится реализовать научно-познавательную цель. Он знает, какова научно-познавательная ситуация, т.е. что известно об изучаемом феномене, а что является еще предметом споров, дискуссий. Исходя из этого, он вырабатывает план решения научной задачи, выдвигая гипотезу и пути ее доказательств».

«В процессе решения познавательной задачи у ученого естествоиспытателя возникает потребность создать наиболее благоприятные условия для этого; получить признание коллег, преодолеть возможные препятствия со стороны других».

 

24. Э. Хемингуэйговорил: «Каждый человек рождается для какого-то дела».

Как вы думаете, под словом «дело» здесь имеется в виду действие или деятельность? Свое понимание объясните.

 

25. Подумайте над словами Д. Дидро: «Если нет цели не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».

Может ли социальное действие осуществляться без цели?

 

26. Обратимся к истории России. Какие слова, помещенные ниже, отражают социальную стратификацию, а какие — относятся к политической, профессиональной структуре?

Разночинец. Чиновник. Либерал. Народник. Славянофил. Монарх. Солдат. Духовенство. Казачество. Мещанин. Жандарм. Губернатор. Земство. Бедняки. Зажиточные. Середняки.

 

27. Попробуйте разобраться, истинно или ложно следующее утверждение: Социальное неравенство сохраняется только потому, что:

· невысок уровень материального производства;

· существуют различия между умственным и физическим трудом;

· существуют различия между городом и деревней;

· не соблюдается принцип распределения по труду.

 

28. Т. Мальтус считал: Бедность — следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет размножение населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государственные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной благотворительности.

Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к России? Дж. С. Милль считал ограничение рождаемости лучшим средством борьбы с нищетой. А что вы предлагаете?

 

29. Существуют две противоположные точки зрения на бедность.

Одни считают: чем больше богатство и больше богатых, тем глубже нищета и больше нищих.

Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, следовательно, тем меньше бедных и нуждающихся.

А как вы думаете? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

 

30. Социальные мыслители XIX века, в частности П. Калхаун, придерживались такого мнения: бедностьэто источник процветания общества. Трудится лишь тот, кто не имеет богатства и собственности. Чем больше бедных, тем больше рабочей силы в стране, значит, шире производство, выше рост богатства. Таким образом, без бедности нет труда, без труда нет богатства, без богатства нет цивилизованного общества.

Попробуйте опровергнуть П. Калхауна, но только аргументированно.

 

31. Выдающийся английский социолог Г. Спенсер (1820—1903) придерживался таких взглядов на бедность: бедные и богатые одинаково нравственны и безнравственны. Если рабочий люд обнаруживает больше пороков, то к этому их вынуждают условия и бедность. И богач, поставленный на их место, вел бы себя подобным образом. Правительство должно поставить всех в равные условия — личная свобода, равное право на собственность, равное право частной собственности и на результаты труда. Нарушение естественных прав ведет к неравенству и бедности. В обществе, где соблюдаются такие права, но бедность все же возникает, виноваты сами люди, их личные качества.

Вы разделяете подобную точку зрения? Дайте аргументированный ответ.

 

32. Г. Спенсер рассуждал так: государственная помощь бедным вредна. Во-первых, вмешательство государства уже означает ограничение свободы людей. Во-вторых, помощь одним происходит всегда за счет других. Чем больше число живущих на госпособие, тем меньше число живущих работой, следовательно, сокращается производство необходимых людям товаров, увеличивается бедность. Таким образом, пособия не уничтожают, а перераспределяют бедность от одних к другим.

Так ли это? Обоснуйте свой ответ.

 

33. Среди социологов XIX в. существовала такая точка зрения: бедность не только зло, но и благо. Она — необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество, расу, группу от наименее приспособленных.

Какова ваша точка зрения? Сможете ли вы ее защитить?

 

34. К, Маркс считал, что поляризация богатства на одном полюсе общества порождает рост нищеты на другом.

У- Самнер возражал ему: это положение верно лишь для доиндустриальной эпохи, в современном обществе увеличение богатства способствует повышению уровня жизни всего населения, а демократический порядок предоставляет каждому шанс выбраться из нищеты.

Кто прав?

 

35. По мнению У. Самнера: люди беднеют не из-за промышленной отсталости страны, а из-за чрезмерного угнетения их государством. Государство, подавляющее инициативу, уничтожает средний класс. А там, где нет мощного среднего класса, поляризация бедных и богатых сильнее.

Как бы вы прокомментировали его точку зрения?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: