Возраст (мес.) | Размер (мм) | Возраст (мес.) | Размер (мм) |
0-1 | 26-28 | 6-7 | 16-16 |
1-2 | 22-25 | 7-8 | 14-16 |
2-3 | 23-24 | 8-9 | 14-15 |
3-4 | 20-21 | 9-10 | 12-14 |
4-5 | 16-18 | 10-11 | 10-12 |
5-6 | 16-18 | 11-12 | 8-10 |
Таблица 2
Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов
Зубы | Резцы передние | Резцы боковые | Клыки | Премоляры первые | Премоляры вторые | Моляры первые | Моляры вторые | Зубы мудрости |
Молочные нижние | 6 – 8 мес. | 10-12 мес. | 18-20 мес. | 13-15 мес. | 22-24 мес. | |||
Молочные верхние | 8-9 мес. | 9-11 мес. | 17-19 мес. | 12-14 мес. | 21-23 мес. | |||
Постоянные нижние | 5,5-8 лет | 9-12,5 лет | 9,5-12 лет | 9-12,5 лет | 9,5-15 лет | 5-7,5 лет | 10-14 лет | 18-25 лет |
Постоянные верхние | 6-10 лет | 8,5-14 лет | 9-14 лет | 10-14 лет | 9-14 лет | 5-8 лет | 10,5-14,5 лет | 18-25 лет |
Таблица 3
Появление точек окостенения
Точки окостенений и синостозы | Наиболее ранний срок | Наиболее поздний срок | Средний срок | |||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Головчатая и крючковатая кости | 1 мес. | 1 мес. | 10 мес. | 8 мес. | 3-4 мес. | 2-3 мес. |
Дистальный эпифиз лучевой кости | 6 мес. | 4 мес. | 2 года | 1,5 года | 10-12 мес. | 8-10 мес. |
Эпифизы основных фаланг и пястных костей | 10 мес. | 8 мес. | 3 года | 2,5 года | 15-18 мес. | 10-12 мес. |
Эпифизы средних и концевых фаланг | 1 год | 10 мес. | 3 года | 3 года | 20-24 мес. | 12-15 мес. |
Трехгранная кость | 1,5 года | 1 год | 5 лет | 4 года | 3-3,5 года | 2-2,5 года |
Полулунная кость | 2 года | 2 года | 6 лет | 4,5 года | 3,5-4 года | 2,5-3 года |
Многоугольная и ладьевидная кость | 4года | 3,5года | 8лет | 6лет | 5,5-6 лет | 4-4,5лет |
Дистальной эпифиз локтевой кости | 6 лет | 5 лет | 10 лет | 8 лет | 7-7,5 лет | 6-6,5 лет |
Шиловидный отросток локтевой кости | 7 лет | 6 лет | 12 лет | 10 лет | 9,5-10 лет | 7,5-8 лет |
Гороховидная кость | 10 лет | 7 лет | 13 лет | 11 лет | 11-12 лет | 8,5-9 лет |
Сезамовидные кости в 1 суставе | 11 лет | 9 лет | 15лет | 13 лет | 13,5-14 лет | 11-11,5 лет |
Синостоз 1 пястной кости | 14 лет | 12 лет | 17 лет | 15 лет | 15,5-16 лет | 12,5-13 лет |
Синостозы концевых фаланг | 14 лет | 12 лет | 18 лет | 16 лет | 16-16,5 лет | 13,5-14 лет |
Синостозы основных фаланг | 14 лет | 12 лет | 19 лет | 17 лет | 16,5-17 лет | 14-15 лет |
Синостозы средних фаланг | 14 лет | 12 лет | 19 лет | 17лет | 16,5-17лет | 15,5-16 лет |
Синостозы II – V пястных костей | 14 лет | 12 лет | 19 лет | 17 лет | 16,5-17 лет | 15,5-16 лет |
Синостоз дистальных эпифизов: -лучевой кости -локтевой кости | 16 лет 16 лет | 1 год 13 лет | 20 лет 19 лет | 18 лет 17 лет | 18-19 лет 17-18 лет | 16,5-17,5 15,5-16 |
6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:
|
|
1. Анатомо-физиологические особенности костно-суставной системы у детей разного возраста.
2. Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.
3. Методика исследования костно-суставной системы у детей разного возраста.
|
|
7. Методика проведения занятия:
Перечень практических навыков:
- собрать анамнез;
- провести исследование костно-суставной системы у детей;
- сделать заключение о состояние костно-суставной системы у детей;
- оформить дневник курации.
Оснащение занятия: микротаблицы сроков прорезывания зубов, появления ядер окостенения, сроков закрытия большого родничка.
8. Список рекомендуемой литературы:
Обязательная литература:
1. Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – СПб.: Фолиант, 2001.- 928 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник/ под ред. Р. Р. Кильдияровой, В. И. Макаровой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 680 с.
3. Здоровый ребенок: учебное пособие. 1 часть / Б.И.Кузник и [и др.]. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2012. – 160 с.
Дополнительная литература:
1. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В. Юрьева. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с. – (Серия «Национальная библиотека»).
2. Пропедевтика детских болезней: учебник / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с. А.В.
9. Контроль знаний: тесты, контроль усвоения студентами практических навыков осмотра и пальпации костно-суставной системы; умения студентами сделать заключение по полученным результатам, решение ситуационных задач.
Методическая разработка учебного занятия №6
(для студентов)
1. Тема: Семиотика поражения костно-суставной систем у детей.
· Цель занятия: студенты должны овладеть навыками обследования костно-суставной системы у детей.
· Значение темы:
Закончив изучение данной темы, студент должен знать:
- стадии остеогенеза;
- морфологические особенности костной системы у детей и их значение в физиологии ребенка;
- рост и формирование скелета у детей, сроки появления основных ядер окостенения;
- порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов;
- сроки закрытия родничков и швов;
- определение «костный возраст» ребенка, его значение в биологической зрелости;
студент должен уметь:
- провести осмотр и пальпацию костно-суставной системы у детей.
4. Исходный уровень:
Базовые знания, полученные при изучении нормальной анатомии, нормальной гистологии, биохимии:
- эмбриогенез морфологические и функциональные особенности костно-суставной у детей;
- регуляция фосфорно-кальциевого обмена.