Средние размеры большого родничка (косые диагонали или стороны в мм. у здоровых детей)

Возраст (мес.) Размер (мм) Возраст (мес.) Размер (мм)
0-1 26-28 6-7 16-16
1-2 22-25 7-8 14-16
2-3 23-24 8-9 14-15
3-4 20-21 9-10 12-14
4-5 16-18 10-11 10-12
5-6 16-18 11-12 8-10

Таблица 2

Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов

Зубы Резцы передние Резцы боковые Клыки Премоляры первые Премоляры вторые Моляры первые Моляры вторые Зубы мудрости
Молочные нижние 6 – 8 мес. 10-12 мес. 18-20 мес. 13-15 мес. 22-24 мес.      
Молочные верхние 8-9 мес. 9-11 мес. 17-19 мес. 12-14 мес. 21-23 мес.      
Постоянные нижние 5,5-8 лет 9-12,5 лет 9,5-12 лет 9-12,5 лет 9,5-15 лет 5-7,5 лет 10-14 лет 18-25 лет
Постоянные верхние 6-10 лет 8,5-14 лет 9-14 лет 10-14 лет 9-14 лет 5-8 лет 10,5-14,5 лет 18-25 лет

Таблица 3

Появление точек окостенения

                                      

Точки окостенений и синостозы

Наиболее ранний срок

Наиболее поздний срок

Средний срок

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Головчатая и крючковатая кости 1 мес. 1 мес. 10 мес. 8 мес. 3-4 мес. 2-3 мес.
Дистальный эпифиз лучевой кости 6 мес. 4 мес. 2 года 1,5 года 10-12 мес. 8-10 мес.
Эпифизы основных фаланг и пястных костей 10 мес. 8 мес. 3 года 2,5 года 15-18 мес. 10-12 мес.
Эпифизы средних и концевых фаланг 1 год 10 мес. 3 года 3 года 20-24 мес. 12-15 мес.
Трехгранная кость 1,5 года 1 год 5 лет 4 года 3-3,5 года 2-2,5 года
Полулунная кость 2 года 2 года 6 лет 4,5 года 3,5-4 года 2,5-3 года
Многоугольная и ладьевидная кость 4года 3,5года 8лет 6лет 5,5-6 лет 4-4,5лет
Дистальной эпифиз локтевой кости 6 лет 5 лет 10 лет 8 лет 7-7,5 лет 6-6,5 лет
Шиловидный отросток локтевой кости 7 лет 6 лет 12 лет 10 лет 9,5-10 лет 7,5-8 лет
Гороховидная кость 10 лет 7 лет 13 лет 11 лет 11-12 лет 8,5-9 лет
Сезамовидные кости в 1 суставе 11 лет 9 лет 15лет 13 лет 13,5-14 лет 11-11,5 лет
Синостоз 1 пястной кости 14 лет 12 лет 17 лет 15 лет 15,5-16 лет 12,5-13 лет
Синостозы концевых фаланг 14 лет 12 лет 18 лет 16 лет 16-16,5 лет 13,5-14 лет
Синостозы основных фаланг 14 лет 12 лет 19 лет 17 лет 16,5-17 лет 14-15 лет
Синостозы средних фаланг 14 лет 12 лет 19 лет 17лет 16,5-17лет 15,5-16 лет
Синостозы II – V пястных костей 14 лет 12 лет 19 лет 17 лет 16,5-17 лет 15,5-16 лет
Синостоз дистальных эпифизов: -лучевой кости -локтевой кости     16 лет 16 лет     1 год 13 лет     20 лет 19 лет     18 лет 17 лет     18-19 лет 17-18 лет     16,5-17,5 15,5-16

6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:

1. Анатомо-физиологические особенности костно-суставной системы у детей разного возраста.

2. Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

3. Методика исследования костно-суставной системы у детей разного возраста.

7. Методика проведения занятия:

Перечень практических навыков:

- собрать анамнез;

- провести исследование костно-суставной системы у детей;

- сделать заключение о состояние костно-суставной системы у детей;

- оформить дневник курации.

Оснащение занятия: микротаблицы сроков прорезывания зубов, появления ядер окостенения, сроков закрытия большого родничка.

8. Список рекомендуемой литературы:

Обязательная литература:

1. Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – СПб.: Фолиант, 2001.- 928 с.

2. Пропедевтика детских болезней: учебник/ под ред. Р. Р. Кильдияровой, В. И. Макаровой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 680 с.

3. Здоровый ребенок: учебное пособие. 1 часть / Б.И.Кузник и [и др.]. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2012. – 160 с.

Дополнительная литература:

1. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В. Юрьева. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с. – (Серия «Национальная библиотека»).

2. Пропедевтика детских болезней: учебник / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с. А.В.

 

9. Контроль знаний: тесты, контроль усвоения студентами практических навыков осмотра и пальпации костно-суставной системы; умения студентами сделать заключение по полученным результатам, решение ситуационных задач.

Методическая разработка учебного занятия №6

(для студентов)

1. Тема: Семиотика поражения костно-суставной систем у детей.

· Цель занятия: студенты должны овладеть навыками обследования костно-суставной системы у детей.

· Значение темы:

Закончив изучение данной темы, студент должен знать:

- стадии остеогенеза;

- морфологические особенности костной системы у детей и их значение в физиологии ребенка;

- рост и формирование скелета у детей, сроки появления основных ядер окостенения;

- порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов;

- сроки закрытия родничков и швов;

- определение «костный возраст» ребенка, его значение в биологической зрелости;

студент должен уметь:

- провести осмотр и пальпацию костно-суставной системы у детей.

4. Исходный уровень:

Базовые знания, полученные при изучении нормальной анатомии, нормальной гистологии, биохимии:

- эмбриогенез морфологические и функциональные особенности костно-суставной у детей;

- регуляция фосфорно-кальциевого обмена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: