1. Особенности сбора анамнеза у детей с патологией органов кровообращения.
2. Характеристика верхушечного и сердечного толчка: происхождение, локализация в зависимости от возраста.
3. Границы относительной и абсолютной тупости сердца: чем образованы, их изменение в зависимости от возраста.
4. Механизм образования тонов сердца, места выслушивания, возрастные особенности.
5. Правила описания аускультации сердца.
7. Методика проведения занятия:
Перечень практических навыков:
Опрос родителей и детей.
Осмотр кожи, слизистых, ногтей, грудной клетки, сосудов шеи, эпигастрия (патологическая пульсация)
Пальпация сердечной области
Перкуссия сердца
Аускультация сердца
Определение пульса на лучевой, височной, бедренной, сонной артериях
Определение АД на руках и ногах
База: детское отделение КДКБ.
Оснащение занятия:
- таблицы: возрастные границы сердца, локализация верхушечного толчка (по В.И. Молчанову), точки выслушивания сердца, ЧСС, АД
- видеофильм: «Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей»
|
|
- аудиодиск «аускультация сердца»
8. Список рекомендуемой литературы:
Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.
Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.
Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.
Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.
Дополнительная:
Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.
Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.
Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.
Методическая разработка учебного занятия №14
(для студентов)
1. Тема: Семиотика поражения органов кровообращения у детей и подростков.
В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-16, ПК-17, ПК-18.
2. Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой клинического обследования органов кровообращения у детей для выявления симптомов их поражения.
3. Значение темы:
Изучив данную тему, студенты должны знать:
- этико-деонтологические принципы общения с матерью и ребёнком, страдающим заболеванием органов кровообращения;
- методику исследования органов кровообращения;
- наиболее характерные жалобы больных с патологией сердечно-сосудистой системы;
- причины периферического и центрального цианоза и их проявления, деформации концевых фалангов пальцев, отёков;
- причины смещения верхушечного толчка, изменения силы верхушечного и сердечного толчков;
|
|
- причины смещения границ сердца;
- причины изменения ритма сердца, громкости тонов, появления шумов и их диагностику;
- причины изменения пульса, АД.
Студенты должны уметь:
- опросить мать и/или ребёнка, выявив возможные жалобы, характеризующие заболевание сердечно-сосудистой системы;
- провести осмотр кожи, придатков кожи, грудной клетки, наличие пульсаций;
- осуществить пальпацию сердечной области, оценить локализацию сердца, дать характеристику верхушечного и сердечного толчков;
- определить границы относительной и абсолютной тупости сердца;
- провести аускультацию сердца в соответствующих точках и дать ей характеристику;
- оценить пульс на лучевой, височной, сонной, бедренной артерии;
- определить АД на руках и ногах;
- сделать заключение о соответствии показателей сердечной деятельности возрастным нормативам, выявить симптомы поражения и объяснить их происхождение.
4. Исходный уровень. Базовые знания получены при изучении дисциплин: анатомии человека; гистологии и эмбриологии; нормальной физиологии, пропедевтики внутренних болезней, патологической физиологии.
Базовые знания включают методику исследования больного; возрастные морфологические и функциональные константы сердечно-сосудистой системы человека в возрастном аспекте.