Лабораторная работа № 6

 

Тема лабораторного занятия: «Анализ оценок общей комбинационной способности и специфической комбинационной способности»

 

Ключевые слова: лесная селекция, популяция, структура популяции, дисперсия значений признака, массовый отбор, критерии отбора, эффективность отбора, эффект отбора, селекционный дифференциал, интенсивность отбора клоновое поле, лесосеменная плантация, диаллельные скрещивания, контролируемое опыление, топкросс, поликросс, испытательные культуры, общая комбинационная способность, специфическая комбинационная способность, дисперсионный анализ.

 

Методические параметры лабораторного занятия.

Бюджет рабочего времени – 6 часов.

Количество двухчасовых занятий – 3.

Распределение бюджета рабочего времени:

-   1 час на постановку задачи и освоение теоретических основ и принципов определения оценок комбинационной способности;

-   1 час на расчеты в электронных таблицах Microsoft Excel описательных статистик признаков, наследуемость которых при осуществлении массового отбора оценивается показателями общей и специфической комбинационной способности;

-   2 часа на расчеты в электронных таблицах Microsoft Excel оценок общей комбинационной способности, и на визуализацию структуры семенного потомства плюсовых деревьев посредством построения диаграмм, построение таблиц ранжирования полусибсовых семей по величине селектируемого признака;

-   2 часа на расчеты в электронных таблицах Microsoft Excel оценок специфической комбинационной способности, и на визуализацию структуры семенного потомства плюсовых деревьев посредством построения диаграмм, построение таблиц ранжирования семей полных сибсов по величине селектируемого признака.

 

Дидактический материал, необходимый для проведения данной лабораторной работы, приведен в файлах электронных таблиц Excel – «ОКС-СКС Образец» (Приложение – 6.1) и «ОКС-СКС Рабочий» (Приложение 6.2).

 

Вводная часть

В лесной селекции проблема выбора наилучших селекционных объектов, отобранных по фенотипу (например, плюсовых деревьев), стоит особенно остро. Она (проблема), прежде всего, инициируется тем, что на современном этапе развития отечественной и мировой лесной селекции отбор плюсовых деревьев ведут по фенотипу, а использовать в дальнейшем селекционном процессе или в хозяйственном плане намереваются лучшие генотипы. Цель отбора – отбор лучших генотипов. Это предусматривает реализацию такой формы отбора, как индивидуальный отбор. Он (индивидуальный отбор) в лесной селекции воплощается в сравнительную оценку семенных (а иногда еще и вегетативных) потомств разных плюсовых деревьев, отобранных по фенотипу. Такая оценка получается в результате анализа параметров роста и состояния исследуемых потомств в испытательных культурах.

Теоретическая платформа выполнения работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: