(Визуальная. Аудиальная. Кинестетическая.)
«ВАК-опросник» позволяет выявить ведущую репрезентативную систему подростка, то есть ту модальность, которой он чаще всего пользуется при описании мира. Результаты его могут показать, какая стратегия в усвоении учебного материала чаще всего используется учеником (визуальная, аудиальная или кинестетическая).
В каждом абзаце, состоящем из трех утверждений, выберите то, которое подходит Вам больше всего.
· «1» - предпочтительный вариант.
· «2» - менее подходящий вариант.
· «3» – самый неподходящий вариант.
1.Как вы предпочитаете учиться?
а. Читая конспект, сделанный в классе и рассматривая иллюстрации.
б. Повторяя молча про себя всю информацию.
в. Рисуя диаграммы, схемы и иллюстрации на основе вновь полученной информации.
2.Каким образом вы предпочли бы узнать о влиянии алкоголя на организм?
а. С помощью фильма.
б. Через объяснения учителя, говорящего о том, что происходит.
в. Разбирая на части муляж тела человека и размышляя о том, что же происходит с различными органами, если человек много выпил.
3.Когда вы занимаетесь, что вас больше всего раздражает?
а. Люди входящие и выходящие из комнаты.
б. Громкий звук телевизора.
в. Чувство голода или жажды.
4.Вы готовитесь к экзаменам.
а. Составляя перечень вопросов, и отмечая галочкой выученное.
б. Обзванивая друзей и обсуждая информацию с ними.
в. Делая рисунок по материалу и мысленно проходя через все ступени в уме.
5.Входя в свой класс, что вы, скорее всего, делаете?
а. Смотрю на плакаты на стене, обстановку в классе.
б. Поговорю с учеником сидящим рядом со мной.
в. Похожу по классу.
6.Во время ссоры с кем-нибудь из родителей, что вы вероятнее всего сделаете?
а. Сделаете сердитое лицо.
б. Закричите.
в. С сердитым видом выйдете из комнаты.
7. Чем вы предпочли бы заниматься?
а. Рассматривать плакаты со звездами в музыкальном салоне- магазине.
б. Слушать музыку.
в. Танцевать под музыку.
8. Вы только что сильно поссорились с одним из ваших друзей. Как вы расскажете об этом своему лучшему другу?
а. Напишите записку о том, что случилось.
б. позвоните другу и расскажите ему обо всем.
в. Подождете, пока не встретите друга, и изобразите в лицах, что случилось.
9. когда вы слушаете музыку, вы…
а. Мысленно идите образы, навеваемые музыкой.
б. Напеваете под звучащую музыку.
в. пританцовываете под музыку.
10. Когда ваш учитель объясняет материал на занятиях по тому или иному предмету, вы предпочитаете…
а. Видеть иллюстрации.
б. Чтобы материал громко зачитывался.
в. Чтобы учитель привел вам пример (может быть, пустил по рядам муляж или поделку и т.п.).
11. Что больше всего влияет на ваше настроение, самочувствие?
а. На меня производит сильное впечатление общий вид (обстановка), как выглядит помещение.
б. Я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, голосам людей, буквально настраиваюсь на них.
в. Я очень чувствителен к тому, насколько удобна мая одежда. Приятно ли телу в ней находиться, двигаться и т.д.
12. Для вас просто…
а. Подобрать для одежды, интерьера разнообразные цветные комбинации.
б. Найти идеальную громкость звучания магнитофона, стерео-системы.
в. выбрать наиболее удобную, комфортную мебель.
13. Выбирая и читая книги, вы больше ориентированы…
а. На описание внешнего: пейзажа, декорации, краски и т.п.
б. На монологи между персонажами, на нюансы в описании разговоров.
в. На действие, динамичность сюжета.
Во всех разделах ответы даны в следующей последовательности визуальный; аудиальный, кинестетический. Для получения результатов необходимо подсчитать, сколько баллов «получила» каждая модальность. Чем меньше количество баллов, тем больше вклад данной модальности в создание образа мира. Для наглядного представления результатов рекомендуем построить диаграмму.
Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга
«Система ВАК»
Источник: данный материал взят из Интернета, авторы Георгий Брегман и Андрей Каплунов.
В общении каждого человека преобладает один из трех элементов общения:
· Визуальный: данный элемент характеризуется быстрой речью, в предложениях часто проскальзывают слова: ярко, мелькает, вижу, ясно вижу, нарисуйте график.
· Аудиальный: этот элемент характеризуется четко размеренной речью (РЭП без музыки?). Слова: слышу, говорю.
· Кинестетический элемент характеризуется медленной речью, голос мягкий, задумчивый. Слова: чувствую, ощущаю.
Таким образом, если свести все различия в таблицу получим систему ВАК.
Таблица 1
Система ВАК
Тип | Речь | Цвет лица | Осанка | Жесты |
Визуал | Быстрая | Бледный | Прямая спина Голова на вскидку Шея напряжена | Жесты выше груди |
Аудиал | Размеренная | Неопределенный (что-то среднее) | Все среднее | Уровень |
Кинестетик | Медленная | Розовый | Сутулость Голова опущена Шея расслаблена | Жесты ниже пояса |
Определение различных элементов состояния собеседника можно назвать калибровкой. Калибровка осуществляется через ключи глазного доступа, наводящие вопросы, темпу речи. Для того чтобы заинтересовать собеседника необходимо определить преобладающий у него элемент общения и общаться на этом уровне. Необходимо помнить, что элемент общения у любого человека подвержен постоянным изменениям и неодинаков даже в пределах одного дня. Возможно, постепенно во время беседы перевести собеседника на свой преобладающий элемент общения.
Ключи глазного доступа (КГД)
Визуал: зрение, картины.
Аудиал: слух, пение, музыка.
Кинестетик: вкус, запах, ощущения.
Приведенные выше ключи глазного доступа не являются универсальными, в каждом конкретном случае возможны инверсии, т.е. отклонения от приведенной системы. Например, могут меняться местами аудиальные и визуальные ключи. Однако еще не было случая, чтобы система не работала хотя бы на 50%. Ключи глазного доступа могут служить для определения умственной деятельности человека и определения элементов его состояния.
Фильтры внимания
Фильтры внимания присутствуют у каждого человека, в течение всей жизни его они находятся в рабочем состоянии. Фильтры внимания могут быть сознательно направлены наружу или внутрь.
Таблица 2
Фильтры внимания
Фильтры наружу (Сознательное внимание) | Фильтры внутрь (Углубление в себя) | |
Видеть что-либо, описывать | В | Представлять какие-то картины, воображать что-либо |
Пример: слушать, говорить | A | Пример: Песни про себя, самокопание, планирование. |
Общение | K | Внутренний голос |
Предикаты и полимодальные слова
Предикаты – это слова, наиболее часто употребляемые в одном из элементов общения (ВАК), с некоторыми из них вы уже знакомы. Полимодальные слова – это слова, которые не привязаны ни к одному из элементов общения. В таблице 3. представлены некоторые предикаты и полимодальные слова по системе ВАК, которые дают возможность уловить общий принцип их подбора.
Таблица 3