Годы | 6 | 7 | Максимальный балл |
2019 | 2,18 | 2,07 | 3,0 |
2018 | 2,16 | 2,12 | 3,0 |
Диаграмма 2
Средний балл за выполнения заданий 6-7 в 2018 – 2019 гг.
Исходя из сравнительного анализа результатов выполнения первоклассниками заданий 6 и 7, направленных на выявление состояния фонематического слуха учащихся (задание 6) и определение степени овладения ими звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове (задание 7), можно сформулировать рекомендации для учителей по дальнейшей работе по формированию фонетических умений обучающихся 1 –х классов.
Для достижения индивидуального прогресса учащихся в конце 1 класса необходимо:
1. Использовать в практике систему упражнений и заданий в игровой форме, направленных на формирование фонетических умений первоклассников. Система упражнений выстраивается с учетом постепенного нарастания сложности заданий и степени самостоятельности учащихся при их выполнении. На начальном этапе обучения наиболее применимы упражнения репродуктивного характера. По мере совершенствования у первоклассников фонетических умений – увеличивается количество слогов и звуков в анализируемом слове, вводятся слова со стечением согласных.
|
|
2. Применять моделирование при обучении звуковому анализу. С помощью моделей организуется предметная деятельность первоклассников:
- выкладывание звуковых моделей слов;
- воссоздание по графической модели звучание предложения или слова;
- составление модели слова (слоговой, слогоударной, звуковой);
- подбор слов к слоговой, слогоударной или звуковой модели;
- выделение звуков в слове с опорой на модель;
- соотнесение звучащих слов и моделей;
- группировка слов по фонетическим признакам (по месту ударения, по месту определенного звука в слове);
- частичный звуковой анализ (определить первый / последний звук в слове; найти в слове заданный звук, подобрать слово с заданным звуком, определить место заданного звука в слове и т.п.).
3. Придерживаться при проведении звукового анализа следующей последовательности действий:
- произнесение слова;
- произнесение слова по слогам, определение их количества;
- произнесение слова целиком, определение места ударения (если слово многосложное);
- интонационное выделение первого (второго и т.д.) звука в полном слове, его изолированное произнесение, характеристика, обозначение условным значком;
- проверка - произнесение слова по схеме.
При проведении звукового анализа учителю необходимо контролировать не столько результат анализа, сколько ход рассуждений детей и описание действий, побуждать детей к их активному комментированию.
|
|
4. Применять в период обучения грамоте звуко-буквенный анализ слова. Материалом для данного анализа являются слова без орфограмм, так как у первоклассников нет необходимых знаний для выбора букв-орфограмм в словах. Звуко-буквенный анализ слова, в отличие от звукового, предполагает установление не только последовательности и качества звуков в слове, но и соотношения между звуками и буквами.
.