Рис. 18.5. Скиннеровский ящик для изучения оперантных условных рефлексов. Случайное нажатие на ключ магазина с пищей позволяет голубю получить подкрепление за выполненное действие. Подкрепление является стимулом для следующего «произвольного» действия.
| |
В то время как И. П. Павловым было начато исследование классических условных рефлексов, в зарубежных лабораториях параллельно изучались так называемые инструментальные условные рефлексы, или оперантные рефлексы
(рис. 18.5). Оперантные условные рефлексы представляют собой научение методом «проб и ошибок». Например, голодное животное помещается в специальный ящик, выход из которого оно совершенно случайно, тем не менее, может обнаружить. Как правило, животное совершает множество движений по всему внутреннему пространству ящика, пытаясь выбраться из него, прежде чем случайно не нажимает на запирающий дверь механизм. При следующих пробах с тем же ящиком животное концентрирует свое поведение все ближе к запирающему механизму, пока не научается вести себя весьма целенаправленно, выбираясь из ящика с минимальными затратами усилий. Главное отличие между оперантными и классическими павловскими условными рефлексами заключается в активном, т. е. «произвольном» ответе животного. Поведение животных на основе оперантных условных рефлексов может быть усилено через положительное и отрицательное подкрепление, а также наказанием и угасанием (табл. 18.1).
На основе инструментальных условных рефлексов могут формироваться новые двигательные реакции. Знания об оперантном научении имеют большое значение в различных аспектах деятельности человека, в частности, для содержания и воспитания домашних животных и приручения ди
Таблица 18.1. Особенности оператного поведения
Характер подкрепления
| Последствие
| Результат
| Пример
|
Положительное
Положительное наказание
Отрицательное
Отсутствие
| Реакция приводит к желаемым последствиям Ответ приводит к избеганию последствия
Ответ блокируется или предупреждается нежелательное последствие Ответ блокируется или предупреждаются желательные последствия
| Усиливается в поведении Уменьшается в поведении Увеличивается в поведении Уменьшается в поведении
| Собака сидит, получает еду
Собаку наказывают, она убегает
Собака демонстрирует подчинение и не получает наказание Если собака ошиблась, то не получает награду
|
ких животных. Особенности оперантного научения проявляются в разной степени у человека. Например, различные группы учащихся реагируют по- разному на тип поощрения, т. е. обратной связи на свое поведение. В частности, информирование детей средних классов об успехе их ответа на уроке повышает успеваемость, но оказывается малоэффективным для других групп детей.