Оперантный условный рефлекс

Рис. 18.5. Скиннеровский ящик для изучения оперантных условных рефлек­сов. Случайное нажатие на ключ мага­зина с пищей позволяет голубю полу­чить подкрепление за выполненное действие. Подкрепление является сти­мулом для следующего «произвольного» действия.
В то время как И. П. Павловым было начато исследование класси­ческих условных рефлексов, в зару­бежных лабораториях параллельно изучались так называемые инстру­ментальные условные рефлексы, или оперантные рефлексы (рис. 18.5). Оперантные условные реф­лексы представляют собой науче­ние методом «проб и ошибок». На­пример, голодное животное поме­щается в специальный ящик, выход из которого оно совершенно слу­чайно, тем не менее, может обнару­жить. Как правило, животное со­вершает множество движений по всему внутреннему пространству ящика, пытаясь выбраться из него, прежде чем случайно не нажимает на запирающий дверь механизм. При следующих пробах с тем же ящиком животное концентрирует свое поведение все ближе к запи­рающему механизму, пока не нау­чается вести себя весьма целена­правленно, выбираясь из ящика с минимальными затратами усилий. Главное отличие между оперантными и классическими павловскими ус­ловными рефлексами заключается в активном, т. е. «произвольном» ответе животного. Поведение животных на основе оперантных условных рефлек­сов может быть усилено через положительное и отрицательное подкрепле­ние, а также наказанием и угасанием (табл. 18.1).

На основе инструментальных условных рефлексов могут формироваться новые двигательные реакции. Знания об оперантном научении имеют большое значение в различных аспектах деятельности человека, в частно­сти, для содержания и воспитания домашних животных и приручения ди­

Таблица 18.1. Особенности оператного поведения

Характер подкрепления Последствие Результат Пример
Положительное Положительное нака­зание Отрицательное Отсутствие Реакция приводит к же­лаемым последствиям Ответ приводит к избега­нию последствия Ответ блокируется или предупреждается нежела­тельное последствие Ответ блокируется или предупреждаются жела­тельные последствия Усиливается в поведении Уменьшает­ся в поведе­нии Увеличивает­ся в поведе­нии Уменьшает­ся в поведе­нии Собака сидит, полу­чает еду Собаку наказывают, она убегает Собака демонстриру­ет подчинение и не получает наказание Если собака ошиб­лась, то не получает награду

ких животных. Особенности оперантного научения проявляются в разной степени у человека. Например, различные группы учащихся реагируют по- разному на тип поощрения, т. е. обратной связи на свое поведение. В ча­стности, информирование детей средних классов об успехе их ответа на уроке повышает успеваемость, но оказывается малоэффективным для дру­гих групп детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: