Техника убеждения (предложить педагогические ситуации и их решения)

Ситуация.

1. Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой» Так как это сказано на весь класс, необходимо пожертвовать временем от урока. Дети будут ждать, как отреагирует учитель, на это оскорбление, унижение, ненужность этого предмета. Продолжать урок бессмысленно, так как без ответа такие высказывания оставлять нельзя, потому что ситуация на этом уроке будет только ухудшаться. Начинаем так: – Кто еще так думает? Дети еще подняли руки. – А хотите с вами договоримся, если я вам сейчас ДОКАЖУ, что этот предмет Вам необходим, пусть по этому предмету и нет вступительных экзаменов, но он дает нечто большее чем просто необходимость изучать те предметы, которые считаются обязательными. То я больше не увижу тех, кто играет в «Морской бой»/подобное. Как Вам договор? Слушаю Вас, согласны?»

2. Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» Решение Учитель должен спросить у ученика почему, выслушать его и попробовать доказать, что это задание ему необходимо сделать.

Техника внушения

Классифицируя внушение, встречающееся в педагогическом процессе, мы, прежде всего, различаем сопутствующее внушение и внушение, применяемое как целенаправленное средство педагогического воздействия.

Сопутствующее внушение — своеобразное влияние на психику ребенка,

встречающееся в любом педагогическом акте. Это — непреднамеренное

влияние всей окружающей обстановки на впечатлительность и

эмоциональность детей. Здесь отсутствует специальная целенаправленность

суггестивного влияния, хотя различные факторы, составляющие

педагогический процесс, воздействуют по механизму внушения на

психическое состояние школьника.

Внушающее воздействие на ученика оказывает внешний вид учителя, его

эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие классного

коллектива, обстановка школы. Отношение школьника к изучаемому

материалу обусловлено не только содержанием объяснений учителя, но и

тем, кто ведет это объяснение (степень авторитета педагога).

Основными формами косвенного внушения являются: намек, внушающее

косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение. Ценность этих

форм педагогического влияния заключается в том, что они не встречают

внутреннего сопротивления школьника. Ученик сам должен принять решение и определить линию поведения. Так как содержание косвенного внушения

опирается на положительный опыт школьника, он, как правило, находит

силы и средства для поступков, адекватных сделанному внушению.

При организации коммуникативного взаимодействия с ребенком педагогу

следует четко определить степень убеждающего или внушающего

воздействия и подобрать соответствующие ситуации средства, делающие его

убеждение внушительным, а внушение – убедительным

Задача учителя при организации коммуникативного воздействия на ребёнка -

чётко определить степень воздействия и подобрать соответствующие

средства, делающие его убеждения внушительным, а внушение

убеждающим.

И. Е. Шварц выделяет следующие принципы, лежащие в основе техники внушающего воздействия:

1. Педагогическая целесообразность применяемого внушающего воздействия.

2. Педагогический такт

3. Соответствие средств педагогической техники задачам воспитания

4. Лаконизм вербального воздействия. Словесное внушение не требует аргументации, разъяснения. При внушении обычно применяются краткие фразы, точность и строгость построения которых дает право называть их формулами внушения.

5. Самоконтроль педагога. При систематическом самоконтроле соблюдается должная мера в интонации, жесте и мимике учителя. Это облегчает решение одной из важнейших задач внушения: слияния чувств и стремлений педагога с чувствами школьников.

6. Сочетание новизны информации со стереотипностью формул внушения. Результатом отдельных видов внушения является автоматизм действия. Это определяет необходимость применения в процессе внушения стереотипных фраз.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: