Модель личности современного педагога

Формирование профессионально-педагогической культуры будущего учителя  итоговый результат педагогического образования, представляет  собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности.

Из многочисленных существующих вариантов структуры личности мной выбран вариант, предложенный К.К.Платоновым, который выделил четыре подструктуры.

 Первая  подструктура  имеет ценностное наполнение, соответствующее идеям и принципам гуманистической педагогики. Вторая подструктура: знания, умения, навыки в области будущей профессии, особенностей организации процесса в профессиональной сфере, современных образовательных технологий, той области жизнедеятельности человека, по линии которой осуществляется работа. Достаточно высокий уровень развития должен быть и у двух иных подструктур, связанных с психическими и биопсихическими процессами. Это связано с тем, что любой профессионал, работающий в сфере «человек – человек», должен обладать развитой эмоционально-волевой, эмоционально-чувственной сферой, дивергентным мышление, адекватным восприятием и мироощущением. Из традиционных четырёх типов темперамента предпочитаемым является темперамент сангвиника. Описание модели личности будущего специалиста осуществляется также с опорой на профессиограмму – квалификационную характеристику, включающую в себя профессионально значимые качества, способности, знания, умения, навыки.

Применительно к качествам и способностям следует сказать следующее. Существуют различные классификации способностей. Рассмотрим классификацию по содержанию деятельности:

 · интеллектуальные способности (определяют возможности человека познавать и понимать предметы и явления окружающей действительности)

 · художественные (или экспрессивные) способности (проявляются в музыкальном, художественном, литературном творчестве, эстетическом вкусе)

 · социальные (выражаются в характере и успешности взаимодействия и общения с людьми)

· инструментальные (обуславливают прикладные навыки, умения искусно обращаться с инструментами и материалами) · физические (предполагают успешность физического труда, занятий спортом).[1]

Можно выделить ряд качеств, которые, по мнению специалистов, должны отличать современного человека и современного педагога.  Данные профессионально-личностные характеристики сложно представить в некой иерархии от наиболее к наименее значимой (или наоборот), поэтому для удобства восприятия они расположены в алфавитном порядке.

 1.Адаптивность. Сегодня человеку приходится трудиться в быстроменяющихся условиях. Следовательно, он должен проявлять гибкость, мобильность, быстро реагировать на разноплановые изменения, восстанавливаться после максимальной активности, серьёзного вложения эмоций и сил в образовательный процесс.

2. Активность, активная жизненная позиция. Она представляет собой чёткое, принципиальное выражение собственного мнения, признание своей ответственности за совершаемые действия, открытость новым идеям и новому опыту, желание самосовершенствоваться.

3.Аналитическое и стратегическое мышление. Данная личностно-профессиональная характеристика является ответом на требования к современному специалисту, вне зависимости от того, в какой образовательной сфере он трудится. Он сегодня сталкивается с большим объёмом информации, с большим количеством людей, с которыми необходимо продуктивно работать.

4. Ассертивность. Способность действовать уверенно, не причиняя при этом окружающим вреда, выступает одной из важнейших способностей профессионала. Ассертивного человека отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка, что важно при работе с людьми.

 5.Аттрактивность. Аттракция в буквальном смысле означает «привлечение». Данное свойство представляет собой наличие совокупности качеств, способных привлекать к себе людей, умение вызывать мгновенную симпатию.

6. Внимательность, добросовестность, ответственность. «Ответственность – это гарантирование личностью достижения результата деятельности своими силами, при заданном ею самой уровне сложности и времени достижения, с учётом возможных неожиданностей, трудностей, то есть овладение целостностью ситуации и построения своего оригинального контура деятельности».[2]

 7. Коммуникабельность – готовность и способность легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении, располагать к себе человека таким образом, чтобы последующие отношения с ним строились на доверии и взаимном принятии. Общение, установление контакта между людьми происходит с помощью средств невербальной (жесты, мимика, положение тела), вербальной (словесные) и паравербальной (интонация, голос, тембр, скорость речи) коммуникации. Можно отметить и такое качество человека, как аттрактивность, о которой было написано ранее. Обладание аттрактивными свойствами очень важно в процессе коммуникации. В эффективной коммуникации значимую роль играют умение видеть, а не только смотреть, и умение слышать, а не только слушать. «Только специалист, владеющий навыками активного слушания, может расположить к себе другого человека, создать благоприятное отношение, получить в процессе общения ту информацию, в которой он заинтересован, и оказать определённое влияние на своего собеседника».[3]

8. Креативность, способность к нестандартным решениям, творческие способности. В Психологическом словаре креативность трактуется как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации»[4].

 Один из подходов к пониманию природы креативности можно найти в работах К.К. Платонова. С его точки зрения, «способность к творчеству является высшим уровнем проявления активности в деятельности. Творческая способность – это особый способ выполнения интеллектуальной деятельности, характеризующий высшую степень активности мыслящего субъекта»[5].

9. Нацеленность на успех. Ориентация на конечный результат предполагает стратегическое видение желаемого результата, активность специалиста в достижении намеченной цели.

10. Организаторские способности, умение планировать время. Рассматривая проблему организаторских способностей в своих работах, А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев отмечают, что организаторская деятельность очень сложная, требующая от организатора и больших знаний, и высокого уровня интеллектуального развития, и определяющих характерологических качеств.

11. Самообладание. Данная качественная характеристика связана с умением не терять контроль над собой в различных проблемных ситуациях, которыми в настоящее время богата любая профессиональная сфера.

12. Стрессоустойчивость. Стресс не должен выбивать из колеи, в противном случае сотрудник просто не сможет выполнять полноценно свои обязанности.

13. Уверенность в себе. Специалист в любой области может достичь успеха, только если он уверен в своих собственных силах.

14. Физическое и психическое здоровье. Современному специалисту необходимо постоянно проявлять заботу о собственном здоровье.

15. Этичность. Данное качество является важнейшим для любого специалиста в сфере «человек – человек». Оно сопряжено с такими качествами, как честность и порядочность.

В первую очередь, для того чтобы должным образом выполнять свою работу преподаватель должен держать себя в хорошей физической форме и наблюдать за своим здоровьем. Преподавателю, если он хочет стать настоящим мастером своего дела, следует развивать свои коммуникативные, эстетические, творческие и организаторские способности. Важно уметь работать в команде, налаживать контакты с людями, развиваться в различных сферах. Личность преодавателя предполагает наличие ряда особенных свойств, например, наблюдательности, терпимости, выдержки, чувства юмора, доброты, организованности, ответственности, общительности,эмпатии.[6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: