Диспаша и порядок ее составления и обжалования

 

Согласно статье 305 КТМ РФ по заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами).

В России диспашеры (average adjuster) состоят при Торгово-промышленной палате РФ и объединяются в ассоциацию диспашеров, которая действует на основании Положения об Ассоциации диспашеров и порядка составления диспаш. Диспашеры назначаются Президиумом ТПП из числа лиц, обладающих знаниями в области морского права, морского страхования, международного транспорта, валютного регулирования, а также международных обычаев торгового мореплавания.

Диспаша (average statement) – это расчет убытков по общей аварии и распределение их между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости.

Процесс распределения общей аварии начинается с обращения заинтересованного лица (судовладельца, грузовладельца или страховщиков) за границей - в     диспашерскую фирму, а в России – в Ассоциацию диспашеров с заявлением о таком распределении.

После рассмотрения заявления и представленных документов диспашер решает вопрос о наличии или отсутствии общей аварии и выносит соответствующее постановление. Если имеется общая авария, то он указывает в постановлении, какие сведения и документы и в какие сроки должны быть представлены заинтересованными лицами.

Согласно пункту 2 статьи 306 КТМ РФ лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых оно требует, в течение двенадцати месяцев со дня окончания общего морского предприятия. Если такого заявления не будет, то диспашер вправе составлять диспашу на основе имеющейся у него информации, и оспаривать ее можно только, если она явно неправильна.

На основе собранных материалов, а при необходимости и результатов проведенных по поручению диспашера экспертиз для определения характера и причин повреждения судна и груза, их стоимости и т.д. диспашер составляет расчет по распределению общей аварии.

В ней определяется, какая доля убытков падает на судно, груз и фрахт, и кто из владельцев этого имущества выплатить остальным эту долю, а кто из них, наоборот, имеет право на возмещение общеаварийных убытков, понесенных сверх причитающейся с него доли. В диспаше конкретно указывается, кем, кому и в какой сумме должны быть произведены платежи.

За составление диспаши взыскивается сбор, который включается в диспашу и распределяется между сторонами. Все материалы по составлению диспаши являются открытыми для заинтересованных сторон, которые вправе получить заверенные диспашером их копии.

Согласно пункту 2 статьи 308 КТМ РФ лица, между которыми распределена общая авария могут оспорить диспашу в суде в течение шести месяцев со дня получения диспаши или аддендума к ней с обязательным извещением об этом диспашера посредством направления ему копии искового заявления. Суд может оставить диспашу в силе, внести в нее изменения или отменить ее и поручить диспашеру составить новую диспашу в соответствии с решением суда (межмуниципальный (районный) суд по месту нахождения Ассоциации диспашеров при ТПП РФ).

Исполнение диспаши производится на основании судебного приказа в соответствии с главой 11 ГПК РФ (Судебный приказ) либо в порядке искового производства на основании статьи 11 ГК РФ в порядке искового производства.

Вопрос 57. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов.

КТМ

Марпол:

Ответственность за выполнение на судне комплекса мероприятий по предотвращению загрязнения с судов возлагается на капитана судна.

1.3.2. Капитан судна должен воспитывать экипаж в духе ответственности за выполнение положений по обеспечению чистоты вод и постоянно заботиться о повышении знаний членов экипажа в этой области.

Вопрос 58. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969/92 гг.

Статья II

Настоящая Конвенция применяется исключительно к ущербу от загрязнения, причиненному на территории Договаривающегося Государства, включая территориальное море, и к предупредительным мерам, предпринятым для предотвращения или уменьшения такого ущерба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: