Виды работ по совершенствованию звуко-слогового анализа и синтеза слов

1. Разложить буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, к кружочкам красного и синего цвета, объяснить свой выбор.

2. Прослушать ряд звуков, повторить из него по порядку только гласные (согласные) звуки.

3. Прослушать ряд звуков. Обозначить звуки в тетради соответствующими буквами: на одной строке записать гласные буквы, на другой -согласные.

4. Придумать и назвать слово, начинающееся с гласного (согласного) звука.

Прослушать ряд слов (рассмотреть ряд предметных картинок и назвать их), соотнести каждое слово со схемой в соответствии с количеством слогов в слове, самостоятельно придумать слова к каждой схеме.

6. Начертить в тетради слоговые схемы слов, предъявленных на слух и по предметным картинкам.

7. Списывание с образца слов, разделенных на слоги, с послоговым проговариванием вслух.

8. Запись с образца слов с самостоятельным разделением их на слоги и послоговым проговариванием.

9. Дополнение группы слов общим недостающим слогом. Например:... (бор, вод, кон, мок),... (та, ман, той, тина, тошка).

10. Дополнение слов различными слогами:... - ши - на,... - буш - ка, ку-... - ки, ка - ран -... и т. д.

11. Прочитать по слогам ряд слов (пушка, суп, кошка, сапоги, тыква, стол, озеро, лук, брат, капуста). Записать слова по слогам в три столбика по количеству содержащихся в них слогов. Запись слов сопровождать послоговым проговариванием.

12.                                Составить из слогов слова и записать их:
ка, ней, ли;                  мин, ей, та;
ри, ку, ца;                    то, ав, бус;
чт, не, куз;               ла, ку, а;

боч, 6а, ка;                     ни, пят, ца;

ке, ра, та;                   та, ну, ми.

13. Составить слова из заданных слов и слогов:

а) каша, река, жаба, корка, по, зин;

б) рука, кора, бу, чон, жу, ну, баш, сап.

14. Из ряда слов найти и выписать слова, содержащие слог ло:
ловить, голова, крыло, клоун, молоток, лоб, слог, мыло, лопата

15. Из ряда слов найти слова со слогом па и записать их в два столбика: в первый столбик слова, начинающиеся со слога па, во второй столбик слова, в которых слог па стоит в середине:

палец, парк, лопата, копал, копаю, парад, пар, запах.

16. Составить слова из заданных слогов: стра, се, на, ца, ни, та, гра, да.

17. Убрать из слов один слог так, чтобы получились новые слова: радуга, машина, волки, лесник, дорога, баранка, смородина, буквари, бабочки, стрекоза, огород, платочки, олень, забор, беседа.

18. Составить новые слова:

а) из первых слогов заданных слов, например, колос, рота, ваза (корова);

б) из вторых слогов заданных слов, например, укор, бузина, тина (корзина);

в) из последних слогов заданных слов, например, смола, слеза, берет (лазарет);

г) самостоятельно выбрать подходящие слоги из заданных слов, составить из них новые слова, например, сапоги, парашют, фантазия (сарафан);

19. Списать текст, записывая все слова по слогам с одновременным шепотным послоговым проговариванием.

Балалайка

Весь мир знает русскую балалайку. Этот музыкальный инструмент появился на Руси недавно. Русский народ сразу полюбил балалайку. Под балалайку крестьяне пели свои любимые песни.





Виды работ по совершенствованию слогоритмического анализа слов

1. Прослушать ряд слов и назвать слово, отличающееся от остальных по звучанию:

мак, бак, так, банан; мак, бак, веник, рак; пятка, ватка, лимон, кадка и т.д.

2. Повторить в заданном порядке ряд слов сходной слогоритмической структуры: мак, бак, так; ток, тук, так; ком, дом, гном; моток, каток, поток; будка, дудка, утка; нитка, ватка, ветка и т.д.

3. Запомнить заданные три слова и выбрать из них то, которое звучит похоже на следующее названное слово:

мак - дом - ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка;

совок-вагон - гном; слова для сравнения; дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток.

4. Запомнить заданные четыре слова. Подобрать для окончания стихотворной строки одно из этих слов, подходящее по смыслу:

Я тебе задачу дам –

Все расставить по местам:

Что скатали мы зимой?...

Что построили с тобой?...

На крючок в реке попал?...

Может все, хоть ростом мал?...

Слова для запоминания и подстановки: дом, ком, гном, сом.

5. Запомнить заданные три слова. Подобрать одно из них для окончания двустишия так, чтобы получилась рифма:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня...» (плечом, коленом, ногой).

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и... (детишки, ребята, малыши).

6. Самостоятельный подбор пропущенной рифмы к двустишиям, четверостишиям:

В тулуп и валенки одет,                На кусок моей колбаски

Шел на охоту старый...                Мурка хитро щурит...

На столе у тети Анны                Хорошо бежать на лыжах

В вазе красные...                           Мимо елей и берез.

 Воздух чист и неподвижен,

Не пугает нас...

7. Повторить ряды слогов, назвать порядковый номер ударного слога:
та - та - та пы - пы - пы до - до - до ма - та - са

та - та - та пы - пы - пы до - до - до мэ - тэ - сэ

та - та - та пы - пы - пы до - до - до му - ту - су

8. Прослушать слова, повторить каждое слово, протягивая ударный слог. Назвать в каждом слове ударный слог и ударный гласный звук:

тихо, ходит, лицо, дубы, водит, окно, крыло, бабушка, курица, лимоны, самовар, сугробы, трубочка, сапоги.

9. Прослушать слова, начертить их слогоударные схемы (Хх, хХ, Ххх, хХх, ххХ): соки, халат, ладошки, кубики, карандаш, столица.

10. Подобрать к слогоударным схемам слова по предметным картинкам.

11. Придумать слова к каждой из слогоударных схем.

12. «Зашифровать» слогоударными схемами стихотворный текст:

Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется крапива.

13. «Зашифровать» слогоударными схемами прозаический текст:

В лесу летом

Хорошо в лесу в полдень. Красноватые сосны развесили свои иглис­тые вершины. Зеленые елочки выгибают колючие ветви. Красуется белая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб

раскинул свои вырезные листья.

(К. Ушинский)

14. Записать слова по слогам, распределить их в три столбика по номеру ударного слога:

девочка, молоко, учитель, воробей, газета, яблоко, огурец, комната, корова, ребята, урожай, овощи, магазин, гусеница.

15. Составить новые слова, используя ударные слоги слов по предметным картинкам: колесо, лошадь, муравей; корона, коса и т. д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: