Глава V. Политика С.Ю.Витте в сфере Государственного управления и образования

 

В отношении «системы» Витте в литературе нередко можно встретить определение «бюрократическая» [116]. Особенно наглядно это отношение проявилось в его записке 1899 года по вопросам введения земских учреждений в западных губерниях и образованию.

 Витте доказывал, что при самодержавии это «плохой и опасный» орган управления и выступал за «полное сокращение его деятельности по нескольким причинам.[117]

Во-первых, без серьезных оснований, государство не должно вооружать себя ни правом, ни учреждениями для стеснения свободы во всех её проявлениях.

Во-вторых, государству нужно иметь твёрдую опору в виде сильной администрации, при однородном устройстве государственного и административного строя. Земские учреждения же, согласно Витте, не удовлетворяют этим требованиям и вступают в прямую конфронтацию с бюрократией, которая итак велась на протяжении последних десятилетий XIX в.[118] Также Витте отмечал, что земское самоуправление может быть применено к восточным или южным славянам, но он неправильно по отношению к русским, великороссам.

 Гурко считает, что Витте не учел культурное значение земств, но «напирал только на то, что земство «переоблагает крестьян»[119]. Неприязнь Витте к земствам было вызвано не только дворянским сословием, но и земским налогообложением. Так по законопроекту 1902 года были внесены изменения «о предельности земского обложения». По нему земства могли ежегодно повышать установленные им налоги с недвижимых имуществ не свыше 3% обложения предыдущего года.

Гурко считает, что «возможно он хотел направить в казну больше средств, а земство этому могло препятствовать», но как он говорит «объяснить одним этим весь поход против земства нельзя»[120]

Анализируя взгляды Витте по вопросам местного самоуправления, нельзя отказать ему в логичности и последовательности, но с позиции апологета самодержавия, бюрократической системы, это было выражением консервативной утопии.

Переход страны на капиталистический путь развития сопровождался быстрым ростом промышленных, транспортных и торговых предприятий, увеличением численности рабочих и специалистов. По официальным данным,[121] в 1885г. из 22,3 тыс. Руководителей промышленных предприятий только 1,6 тыc. Имели высшее и среднетехническое образование. Одна треть руководителей, имевших образование, приходилась на долю иностранцев, следовательно, только 5% русских имело хоть какое-либо техническое образование.

Вместе с тем страна располагала ничтожным числом высших учебных заведений. С.Ю.Витте прекрасно понимал, что для материального блага Российской Империи, разумеется, небезразлично, «будет ли крестьянин грамотным, или нет»[122]. С индустриализацией страны, существенно менялась роль и у хозяйственных функций современного государства. Усиливалась и расширялась деятельность, регулирующая социальные и экономические отношения на внутреннем и внешнем рынках, между предпринимателями. Повернуть университеты к нуждам крупной капиталистической промышленности и усилить в них подготовку экономистов и техников для ведущих отраслей промышленности и народного хозяйства стало необходимостью. Важным практическим шагом Витте было основание трех политехнических институтов в Петербурге, Киеве и Варшаве.[123] Для создания Петербургского политехнического института Витте создал учредительную комиссию, куда вошло большинство «корифеев» русской технической и экономической науки России: Д.К.Чернова – основоположника современной металлургии, А.C.Попова – выдающегося физика, изобретателя радио, главу русской школы кораблестроения А.Н.Крылова; «отца русских инженеров – В.Л.Кирпичева. Входил и ряд других, работавших советниками и консультантами в различных департаментах Министерства финансов.

Открытие Политехнического института состоялось в установленный срок, а именно в Октябре 1902 года. В его стенах преподавали такие известные мыслители начала века, как П.Б.Струве, С.Л.Франк, М.И. Туган-Барановский, Л.П.Карсавин, М.М.Ковалевский и др.

Ковалевский в своих «Воспоминаниях», говорит о том, что «это была по-моему мнению самая благородная инициатива, из всех осуществленных Министром Финансов».[124]

Витте гордился своим творением, в «Воспоминаниях» он писал: «Я довольно часто ездил в это заведение, которое я любил как мною основанное». Приемная дочь Вера отмечает: «Теплее всего он относился к учащейся молодежи, он лелеял Политехнический институт как любимое детище, мечтая сделать из него первое учебное высшее заведение в России».[125] Либералы тех дней воспевали его, «как сильного и смелого пионера европеизации нашей азиатской бюрократии»[126]

Примерно по тому же принципу Витте удалось основать еще два политехнических института; один в Варшаве, а другой в Киеве. Конечно, Витте не внес в их создание доли того личного участия и заботы, как в Петербурге.

Политехнический институт столицы в последующие годы превратился в один из ведущих научных центров страны. Здесь работали известные ученые академики: А.Ф.Иоффе, Н.С.Курнаков, А.И.Крылов. С.Г.Струве, И.В.Курчатов.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что инициатором высшего коммерческого образования в России были купеческие объединения, банки, биржевые комитеты.[127]

Общие результаты государственной деятельности Витте в сфере профессионального образования достаточно впечатляющие. К 1902г. в ведении Министерства финансов значилось 191 учебное заведение, включая три политехнических института. Средних специальных учебных заведений насчитывалось 147 и в них обучалось около 24 тыс. человек.[128] Таким образом, можно сказать, что в России административными усилиями «по приказу сверху» в течение одного десятилетия была создана система образования, которая в странах Запада формировалась целое столетие. [129]

   

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: