Литературное чтение, 3 класс, 1 урок
Николай Николаевич Носов.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Юмористические рассказы.
2. Анализ произведения Н.Н. Носова.
Тезаурус по теме:
Рассказ – основной жанр малого повествования. В нём не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько).
Юмор – изображение предмета в смешном виде, высмеивает жадность, глупость и т.д.
Сатира — острое комичное произведение, обличающее пороки кого – либо.
Идея текста — главная мысль произведения.
Пословица – малая форма устного народного творчества, несущая общую мысль, вывод, иносказание. Состоит из целого предложения, содержит нравоучение, примету или предостережение.
На уроке мы познакомимся с произведением Н.Н. Носова.
Основное содержание урока
1.Знакомство с рассказом Н. Носова происходит в ходе разговора с вымышленным персонажем Алисой и Юрой Сорокиным (другом главного героя).
С егодня мы продолжаем путешествовать по стране Литературии. Помнишь, здесь живет замечательный писатель - Николай Николаевич Носов. Он написал много произведений, которые любят читать и взрослые и дети.
|
|
Открой тетрадь, запиши дату (08. 04), ФОИ автора.
Прочитай биографию писателя. Чем вы с ним похожи?
Задание 1. Запиши ваши сходства в тетрадь.
Николай Николаевич Носов — детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист.
Он рассказывал: «Почему я стал юмористом? Когда я, совсем ещё младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный…».
Он родился 10 ноября 1908 года в Киеве на Украине, в семье эстрадного артиста и певца, который работал и железнодорожником... Мать – Варвара Петровна – была рукодельница, певунья. В годы учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.
Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен. Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил».
Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники» - он напечатал в журнале «Мурзилка». Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка. Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы».
|
|
После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук». Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.
Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», Незнайка в Солнечном городе». Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.
Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.
Давай вспомним произведения Носова и назовем самые известные. Вот подсказка: отгадай по первым буквам произведения Н. Носова и допиши названия. И мы увидим самые известные произведения автора.
«Фан……» -
«Жив.. …..» -
«Огу…» -
«Миш…..…» -
«Ого…….» -
«Нез….. на ….» -
Ты знаешь, Николай Николаевич Носов – очень интересная личность.
Я очень люблю рассказы – это небольшие художественные произведения, в которых изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.
Угадай, какой рассказ Носова Н. я хотела бы прочитать сегодня. Я подскажу: чтобы узнать, как называется произведение, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание и расшифровать его: «Ачадаз анидеф».
Задание 2. Запиши в тетради название произведения.
Это рассказ про Федю Рыбкина. Называется «Федина задача».
Попробуй предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием?Как ты думаешь?
Что же, давай проверим, верно ли ты предположила.
Но,прежде чем слушать этот рассказ, нужно повторить, что значат трудные слова и непонятные выражения, которые встретятся нам в тексте.
Словарная работа:
задачник – учебник;
отрегулировал – настроил;
репродуктор – радиоприемник;
рокочущий бас - громкий грубый голос;
чурбан - глупый человек;
кафтан - удлиненный пиджак;
титулярный советник – чиновник;
растолковал – объяснил, сообщил кому-либо суть, подробности смысла чего-либо.
Теперь можно слушать рассказ. Открой учебник на стр. 164. Включи аудио запись. Внимательно слушай и следи за текстом по учебнику.