Психологическая коррекция

Коррекционную работу вести по направлениям:

  Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления.

 Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе; игры с правилами на развитие самоконтроля.

9. Логопедическая коррекция по основным направлениям работы: формирование фонетико-фонематических представлений; развитие связной речи; развитие грамматического строя речи; расширение, активизация словаря по лексическим темам; формирование языкового анализа и синтеза; профилактика нарушений письменной речи. Занятия с логопедом 2 раза в неделю.

Руководитель ПМПК / ФИО /

 

           ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОВЗ, ПОСЕЩАЮЩЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        

    Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) в рамках одного учреждения предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения его и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактик психолого-педагогической поддержки.      Индивидуальный образовательный план — документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в организации психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках школы на определенный период, утвержденный директором образовательного учреждения и подписанный родителями ребенка.

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, пришедшего, например, в общеобразовательную школу, администрация и междисциплинарная команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения решают следующие за) дачи:

1. Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.

2. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и вне учебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования.

 3. Определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. Определение стратегии — форм и содержания — коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников.

4. Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы. Решая данную задачу, школа опирается на данные комплексной психолого-педагогической диагностики (на уровне Психолого-медико-педагогической комиссии и школы), которые позволяют прогнозировать степень освоения ребенком основной образователь) ной программы в разных предметных областях. Здесь же решается вопрос о системе оценивания достижений ребенка в учебной деятельности.

 5. Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов.

 6. Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии организации образовательного процесса.

7. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий. Кроме обозначенных выше задач, которые решает педагогический коллектив в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, существуют дополнительные задачи, которые возникают на различных этапах включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду:

1. Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в школе.

2. Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка на разных этапах его обучения.

3. Определение формы и содержания рубежной аттестации ребенка при переходе им на следующую ступень образования, а также форм итоговой аттестации.

 4. Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития социально-бытовой ориентации.

5. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка на разных этапах его развития.

 6. Работа с детским коллективом — класса, школы, способствующая максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного развития (такая работа будет отличаться, например, с детьми младшего школьного возраста, подростками, старшеклассниками) и др. Говоря об общей стратегии деятельности педагогической команды в рамках школы, необходимо упомянуть так же об определении форм, со) держания и регламентов взаимодействия специалистов в междисциплинарной команде; привлечении дополнительных ресурсов для создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ; стратегии и тактик поддержки «основных» педагогов — учителей, классного руководителя и т. д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, проведя исследование, мы доказали эффективность КТД с целью социализации детей с ОВЗ. Известно, что социализация является актуальной проблемой для любого ребенка с ОВЗ. Конечно, методика КТД сама по себе является довольно эффективной в педагогическом процессе – она не только объединяет детей, но и развивает творческие качества детей, а значит делает их разносторонне развитыми.

   Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои способности и оказали поддержку, как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

       

Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесс.

   Поэтому при обследовании на ПМПК ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости, были выявлены его образовательные потребности и разработанырекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости в образовательной организации.

   При совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с особенностями психофизического развития педагогу важно одинаково понимать и принимать всех учащихся, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке необходимо видеть личность, которая способна воспитываться и развиться. Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях инклюзивного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, создание условий для саморазвития каждого ребенка.

  Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: