МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра хирургической стоматологии
С курсом детской стоматологии
Кенбаев В.О
Сборник ситуационных задач по челюстно-лицевой хирургии
(клиника, диагностика, лечение)
Учебное пособие
Шымкент, 2007
УДК 616.31-089 (075)
ББК 56.6я7
К33
Кенбаев В.О., кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой хирургической стоматологии с курсом детской стоматологии
Кенбаев В.О
К33 Сборник задач по челюстно-лицевой хирургии: Учебное пособие.- Шымкент, 2007. – 109с.
В учебном пособии изложены ситуационные задачи по челюстно-лицевой хирургии, включая все разделы по специальности. Пособие направлено на развитие клинического мышления студентов и врачей-интернов в зависимости от ситуации. В сборнике освещена клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение стоматологической патологии.
Учебное пособие предназначено для студентов III, IV, V курсов, врачей интернов и клинических ординаторов.
Представленные материалы соответствует учебной программе для студентов III, IV, V курсов, последипломного обучения клинических ординаторов, врачей-интернов по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
Учебное пособие «Сборник ситуационных задач по челюстно-лицевой хирургии» одобрено решением Ученого Совета Южно-Казахстанской государственной медицинской академии от 27 марта 2007г. протокол №____ и рекомендовано к изданию.
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор ЮКГМА
Карабеков А.К.
к.м.н., ассистент Казахстанского
Медицинского Университета
Уразаева А.Э.
©Кенбаев В.О., 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……5
Глава 1. Организация медицинской помощи
стоматологическим больным. Организация стоматологической службы
и структура лечебно-профилактических учреждений……………………..….5
Глава 2. Методы обследования стоматологических больных…………….…..8
Глава 3. Обезболивание при хирургическом вмешательстве.
Местная анестезия………………………………………………………………10
Глава 4. Осложнения местной анестезии……………………………………..12
Глава 5. Комбинированные методы анестезии и наркоза………………….…14
Глава 6. Операция удаления зуба на нижней челюсти……………….…….…16
Глава 7. Операция удаления зуба на верхней челюсти……………………….18
Глава 8. Осложнения во время и после удаления зубов……………………...19
Глава 9. Одонтогенные воспалительные заболевания
челюстно-лицевой области…………………………………………………..….21
Глава 10. Одонтогенное воспаление верхнечелюстной пазухи……….….…29
Глава 11. Инфекционные болезни кожи и подкожной клетчатки…….….….33
Глава № 12. Специфические воспалительные заболевания……………..……37
Глава № 13. Заболевания и повреждения слюнных желез………….…...……42
Глава № 14. Осложнения воспалительных заболеваний
челюстно-лицевой области…………………………………………….….….…51
Глава №15. Травматология челюстно-лицевой области……………..……..54
Глава № 16. Огнестрельные повреждения
челюстно-лицевой области. Комбинированные поражения…………….….59
Глава № 17. Заболевания и поражения нервов лица…………………………..62
Глава № 18. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава…………….67
Глава № 19. Опухоли челюстно-лицевой области…………………………70
Глава № 20. Пластика дефектов челюстно-лицевой области…………..…74
Глава №21. Ответы……………………………………………………………. 78
Введение
Учебные ситуационные задачи подобраны не случайно, а составляют систему, которая включает варианты предметного, логического и психологического типов материала (т. е. в задачах должны быть отражены все варианты течения, стадии заболевания, методы лечения, а набор условий задачи должен варьировать от полного до неполного содержания симптомов и «зашумленного» посторонними признаками).
Контроль и коррекция самостоятельно приобретенных знаний, отработка навыков проведения диагностических и лечебных приемов осуществляются во время клинических практических занятий под руководством преподавателя.
Практические занятия могут проводиться с одним или группой студентов (желательно не более 3—4) и должны строиться в том же ключе, что и процесс самоподготовки. Практические занятия обеспечиваются специальным набором средств оптимизации.
Глава 1. Организация медицинской помощи стоматологическим больным. Организация стоматологической службы и структура лечебно-профилактических учреждений.
Задача №1.
Кардиолог К., спросил у стоматолога И., какие основные задачи решает стоматологическая помощь? Стоматолог ответил:
1. Проведение мероприятий по профилактике заболеваний и аномалий челюстно-лицевой области.
2. Организация и проведение мероприятий, направленных на раннее выявление заболеваний челюстно-лицевой области, их лечение, по необходимости - своевременная госпитализация и последующая реабилитация, включающая ортопедическое лечение и зубное протезирование.
3. Оказание первичной, квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной стоматологической помощи населению.
4. Внедрение современных методов диагностики и лечения стоматологических заболеваний.
5. Постоянное повышение уровня квалификации медицинского персонала стоматологического профиля и гигиенических навыков населения в вопросах стоматологического здоровья.
Правильно ли ответил стоматолог?
Задача №2.
Комиссия для ввода стоматологического кабинета в эксплуатацию, осмотрела его оснащение и убедилась, что имеется следующее оборудование:
-стоматологическую пневматическую установку (включая стоматологическое кресло для пациента, установленное таким образом, чтобы обеспечить эргонометрическую работу в четыре руки);
-функциональные стулья для врача-стоматолога, медицинской сестры или ассистента врача-стоматолога с регулируемой высотой, легко передвигающиеся на роликах;
- шкафы для хранения лекарственных средств, инструментов, пломбировочных и слепочных материалов;
- стерильный стол, облучатель бактерицидный стационарный (настенный или потолочный);
- сухожаровой шкаф с термометром, прошедшим государственную проверку; - дезинфицирующие и моющие средства;
-маркированные емкости для дезинфекционных растворов и предстерилизационной очистки;
-уборочный инвентарь;
-мусоросборник с крышкой.
-весь уборочный инвентарь имел четкую маркировку с указанием помещения и видов работ.
Комиссия не ввела в эксплуатацию кабинет, почему? Чего не хватало?
Задача №3.
Медицинская сестра в стоматологическом кабинете, поспорила с врачом, по поводу ее обязанностей, врач напомнил медсестре ее обязанности:
1. Оказание первой медицинской помощи и неотложных реанимационных мероприятий в соответствии со своей должностью.
2. Организация и обеспечение деятельности стоматологического кабинета в соответствии с профилем путем оснащения кабинета набором стоматологических и эндодонтических инструментов, перевязочным материалом, дезинфицирующими средствами.
3. Соблюдение требований дезинфекционного режима:
-соответствие санитарно-гигиеническим нормативам помещения, оборудования, освещения стоматологического кабинета;
- контроль за дезинфекцией и стерилизацией;
-правила асептики и антисептики при ведении стоматологического приема;
-профессиональная личная гигиена и защита медперсонала;
4. Регулярное повышение квалификации (не реже 1 раза в 5 лет)
5. Выполнение лечебно-диагностических функций в соответствие со своими функционально-правовыми обязанностями.
6. Обязательное ведение медицинской документации в соответствии с установленными формами учетной документации, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Казахстан.
7. Обеспечение качества оказания стоматологической помощи путем четких и последовательных действий, профессионального исполнения процедур на стоматологическом приеме.
8. Соблюдение трудового распорядка, трудовой дисциплины согласно
«Закону о труде» и юридическому контракту с работодателем.
9.Обязательное предварительное и периодическое медицинское освидетельствование, включающее осмотр врача- отоларинголога и стоматолога, а также бактериологического исследования на носительство патогенного стафилококка и других возбудителей инфекционных заболеваний в сроки, определенные нормативными документами (Приказ Агентства РК по делам здравоохранения №278).
10. Соблюдение техники безопасности при работе с электроприборами, химическими и дезинфицирующими веществами.
11. Соблюдение деонтологии и медицинской этики по отношению к пациентам и сотрудникам.
Все ли перечислил врач?
Задача №4.
Опишите правильный алгоритм медицинской сестры на хирургическом приеме, расставьте правильно последовательность:
1. Покажи врачу лекарственный препарат (анестетик), который собираетесь вводить
2. При подаче врачу шприца, называй наименование лекарственного вещества
3. Проверь надпись на флаконе, ампуле.
4. Имей в кабинете противошоковую аптечку
5. Тщательно вымой руки
6. Используй одноразовые или стерильные карпульные шприцы
7. Проверь срок годности лекарственного препарата
8. Надень стерильные перчатки
9. Перед вправлением ампулы с анестетиком или набором лекарственного вещества протри спиртом место вкола одноразовой иглы в крышке флакона или карпулы.
10. После проведения инъекции не оставляй пациента без наблюдения.
Задача №5.
Аптечка первой медицинской помощи хранится в сейфе у старшей медсестры и в своем составе имеет:
1.90% спирт
2. 5% спиртовой раствор йода
3. навески перманганата калия - по 50 мг
4. 1% раствор борной кислоты
5. транквилизатор – седуксен 2 таблетки
6. 2,5% раствор аминазина
7. адреналин 0,1% 2 ампулы.
8. перевязочные средства
9. глазные пипети-2шт
10. стерильные ватные шарики, предметы общемедицинского назначения (бинты, термометры, жгут, нашатырный спирт).
Дополните или уберите лишние препараты и где должна храниться аптечка.
Задача №6.
Стоматолог Г., удалял 48 зуб, по поводу обострение хронического периодонтита у ВИЧ инфицированного больного прямым элеватором, элеватор соскочил и поранил руку врача, часть крови попала в глаз врача, для снижения вероятности заражения врач снял перчатку и промыл водой руки и глаз, выдавил часть крови из раны и наложил давящую повязку. Правильно ли поступил стоматолог?
Задача №7.
Медицинская сестра проводит один раз генеральную уборку в месяц. В журнал не записывает, запоминает, когда проводила. Начинает с кварцивания, кварцует 4 часа. Затем начинает мыть 3% раствором хлорамина окна, полы, стены. После проветривает и кабинет готов к работе. Укажите ошибки медсестры.
Задача №8.
В стоматологическом хирургическом кабинете весит кварцевая лампа, которую ввели в эксплуатацию в 1989 году. Комиссия запретила использовать эту лампу, почему?
Задача №9.
Медсестра С., проверила правильность проведения предстерилизационной очистки и контроля остатков крови и моющих средств на инструментах. Какие она использует пробы. Назовите эти пробы и расскажите о них.
Задача №10.
Старшему ординатору К., поручили провести эксперимент для учебных целях на животных. Перечислите, какие показания есть для проведения эксперимента над животными?
Глава 2. Методы обследования стоматологических больных.
Задача №1.
Студент К., 5 курса утверждал, студентки 4 курса М., что семиотика – учение о синдромах болезни и их диагностическом значении, студентка М., не соглашалась. Почему?
Задача №2.
Студент И., 3 курса рассказывал, что симптомы бывают неспецифические, специфические, патогномоничными. Он дал определение каждому симптому, что неспецифические – такие симптомы, которые являются общими для многих самых разнообразных заболеваний; специфические – такие симптомы, которые наиболее часто и даже обязательно встречаются при определенном заболевании, но могут иметь место и при некоторых других болезных. А вот что такое патогномоничный симптом, студент И., не смог дать определение. Помогите студенту.
Задача №3.
Врач А., расспрашивал больного Л., о его развитии, как протекал детский период, подростковый, взрослый периоды. Выяснил, что больной работает в юридической конторе, адвокатом. Больной Л., рассказал, что болеет около года, с периодами обострения, занимался народной медициной, иногда помогало. Врач А., по ходу разговора выяснил некоторые симптомы. Как назвать этот процесс в целом, чем занимался врач?
Задача №4.
Студент П., 3 курса отнес к методам физического исследования: рентгенографию, осмотр, томографию, пальпацию, биопсию, перкуссию, аускультацию. Помогите студенту П., дополнить или убрать лишние методы.
Задача №5.
Стоматолог В., решил исследовать ткани и органы полости рта. В лоток он положил: пинцет, шпатель и роторасширитель. Начел обследовать с прикуса, состояние зубов, краевого пародонта, слизистой оболочки полости рта, альвеолярного края нижней челюсти, альвеолярного отростка верхней челюсти, языка и подъязычной области. Найдите ошибку в инструментах и последовательно, ли обследовал стоматолог?
Задача №6.
Студент Т., 5 курса удалил 16 зуб, по поводу обострения хронического периодонтита, больной почувствовал прохождение воздуха. Больной сказал о прохождении воздуха. Студент не поверил и не знал, как проверить о прохождении воздуха. Помогите студенту Т.
Задача №7.
Больной С., жаловался на боли в области височно-нижнечелюстного сустава.
Видимых изменений не обнаружено. Врач хотел установить степень подвижности суставных головок, но не знал, как это сделать. Помогите врачу?
Задача №8.
Врач Р., попросил медсестру осмотреть проток околоушной слюнной железы больному В., заодно выяснить характер слюны. Медсестра растерялась, помогите медсестре найти проток и выяснить характер слюны.
Задача №9.
К стоматологу Т., обратился больной В., который получил удар по передним верхним зубам. Визуально подвижности нет, целостность зуба сохранена. На рентгенограмме изменений нет. Из анамнеза прошло 5 дней, боль не стихает. Какой дополнительный метод исследования необходимо провести?
Задача №10.
У ребенка С., 10 лет срединная киста шеи. Наметьте план обследования.