Подготовить сделать эскизы меловых рисунков к ним для объяснения фрагмента урока (История древнего мира 5 класс, тема по выбору студента)

Темы семинарских занятий по «Методике обучения истории»

Тема: Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов и теоретического материала в обучении истории

1. Исторический факт. Сущность эмпирического изучения фактического материала.

2. Примеры приемов: а) сюжетное повествование; б) образное повествование; в) конспективное повествование; г) простое информативное сообщение; д) картинное описание; е) аналитическое описание; ж) портретное описание.

3. Приемы устного изложения теоретического материала:

а) объяснение; б) доказательство; в) рассуждение; г) сравнительная характеристика;

д) обобщающая характеристика; е) проблемное изложение.

4. Нетрадиционные приемы изучения фактического материала: а) персонификация; б) драматизация; в) ин­тервью; г) воображаемое путешествие; д) изложение событий в ви­де письма.

Вопросы:

1. Что такое исторический факт? Назовите виды фактов

2. Что такое повествование и описание

3. Чем отличается картинное описание от аналитического, и что их объединяет?

4. Чем отличаются три вида повествований: образное, сюжетное и конспективное? Что их объединяет?

5.В чем основное сходство приемов изучения теоретического материала с образно-эмоциональными приемами, в чем их отличие?

6. Какие из приемов будете использовать при изучении понятийного материала, причинно-следственных связей?

7. Почему прием объяснения чаще используется, чем прием рассуждения? Правильно ли это?

8. Как будет меняться использование приемов изучения теоретического материала в различных возрастных группах? Почему?

9. Что отличает нетрадиционные приемы от традиционных?

Тема: Применение наглядных средств обучения на уроках истории

1. Виды наглядных средств обучения.

2. Учебная картина, иллюстрация на уроках истории.

3. Применение условно-графической наглядности:

а) аппликация;

б) меловой рисунок.

4. Применение современных ТСО на уроках истории

Вопросы:        

1. Зачем нужно применять наглядность в обучении?

2. Какие виды наглядности используются в разных классах и возрастных группах?

 

Тема: Приемы изучения хронологии и картографического материала

1. Специфика изучения хронологии.

2. Примеры хронологических приемов и виды познавательных заданий учащимся:

а) ленты времени;

б) календари событий;

в) хронологические задачи;

г) хронологические и синхронистические таблицы.

3. Приемы изучения картографического материала:

а) приемы локализации;

б) «оживление даты»;

в) картографический диктант и др.

4. Типология познавательных картографических заданий.

Вопросы:        

1. Какие наглядные средства обеспечивают усвоение учащимися хронологии?

2. Как учитывать возрастные особенности школьников при усвоении хронологии на уроках истории?

3. Как обеспечивается преемственность и последовательность в формировании хронологических умений учащихся?

4. Как использовать хронологически тестовые задания? Назовите виды тестов.

5. Как можно научить детей читать историческую карту?

6. От чего зависит выбор карты учителем? Какие типы карт применяются чаще, а какие реже? Почему?

7. Какие правила должны знать учащиеся, чтобы эффективно использовать этот прием?

8. Назовите методические условия заполнения учащимися контурных карт. Чем будет отличаться работа с ними в классе и дома?

9. Сравните роль картографических хронологических знаний и умений в изучении истории в советской школе и ФК ГОС по истории (2004 г.).

 

Тема: Общее понятие об уроке истории, его структурно-содержательные компоненты

1. Урок истории в системе форм обучения.

2. Типы уроков и их характеристика.

3. Комбинированный урок и его компоненты.

4. Методические аспекты изучения нового материала на уроке.

Вопросы:        

1. Почему урок является основной формой обучения истории?

2. Что такое тип и структура урока?

3. Какие подходы к классификации урока существуют? Какие их этих утвердились в школьной практике, а какие нет? Почему?

4. Какие нетрадиционные формы уроков вам известны?

5. Охарактеризуйте деятельность учителя на уроке?

Тема: Подготовка учителя к уроку

1. Подготовка урока:

а) анализ учебников и программ;

б) определение педагогического замысла урока;

в) структурно-функциональный анализ урока.

2. Этапы и функции преподавания истории.

3. Планирование познавательной деятельности учащихся на уроке.

4. План урока или конспект.

Вопросы:        

1. Какие функции преподавания существуют и как они связаны между собой?

2. Как сказывается игнорирование той или иной функции на качество обучения?

3. Какой этап преподавания вы считается определяющим в работе учителя истории?

4. Нужен ли план-конспект в современных условиях?

5. Что такое структурно-функциональный анализ урока?

Тема: Определение цели урока

1. Понятие «цель урока» и ее составные части.

2. Примеры определения целей уроков.

3. Реализация целевой установки урока.

Вопросы:        

1. Каким образом каждая из задач обучения обеспечивает полноценное историческое образование?

2. Что такое структурно-функциональный анализ урока?

 

Темы лабораторных занятий по «Методике обучения истории»

Тема: Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов и теоретического материала в обучении истории

1. Примеры приемов: а) сюжетное повествование; б) образное повествование; в) конспективное повествование; г) простое информативное сообщение; д) картинное описание; е) аналитическое описание; ж) портретное описание.

2. Приемы устного изложения теоретического материала:

а) объяснение; б) доказательство; в) рассуждение; г) сравнительная характеристика;

д) обобщающая характеристика; е) проблемное изложение.

3. Нетрадиционные приемы изучения фактического материала: а) персонификация; б) драматизация; в) ин­тервью; г) воображаемое путешествие; д) изложение событий в ви­де письма.

Задание:

Привести примеры приемов эмпирического изучения исторических фактов и теоретического материала в обучении истории (учебники по истории 5-8 классов, темы по выбору студента)

 

Тема: Применение наглядных средств обучения на уроках истории

1. Виды наглядных средств обучения.

2. Учебная картина, иллюстрация на уроках истории.

3. Применение условно-графической наглядности:

а) аппликация;

б) меловой рисунок.

4. Применение современных ТСО на уроках истории

Задание:

Подготовить сделать эскизы меловых рисунков к ним для объяснения фрагмента урока (История древнего мира 5 класс, тема по выбору студента).

2. Условно-графическая наглядность часто используется для уяснения тенденций разви­тия общественных явлений, выполняя роль своеобразных опорных сигналов. Например, диаграммы могут быть сегментные, круглые, фигурные, отражающие динамику явлений. Подготовьте по данным перио­дической печати одну из диаграмм и их количественные показатели к уроку истории.

3. Составьте фрагмент урока по исторической картине, ориенти­руясь на этапы, разработанные А.А. Вагиным:

- восприятие картины в целом;

- переход от нерасчлененного целого к анализу его частей;

- анализ деталей картины;

- установление связей и соотношения отдельных частей;

- обогащенное понимание целого в картине.

Тема: Приемы изучения хронологии и картографического материала

1. Специфика изучения хронологии.

2. Примеры хронологических приемов и виды познавательных заданий учащимся:

а) ленты времени;

б) календари событий;

в) хронологические задачи;

г) хронологические и синхронистические таблицы.

3. Приемы изучения картографического материала:

а) приемы локализации;

б) «оживление даты»;

в) картографический диктант и др.

4. Типология познавательных картографических заданий.

Задание:

1. Разработайте один-два приема изучения хронологии (табли­цу, календарь событий, ленту времени) и познавательные задания для учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: