Многие родители обращаются в консультацию, уже кое-что зная о формах и методах работы. Они подчеркивают готовность заниматься, демонстрируют свою осведомленность в психологических методах, свое уважение к психологам. Нередко родители строят свое поведение по типу своеобразного «психологического подкупа». Некоторые подчеркивают тяжесть семейной проблемы, другие акцентируют идею о том, что «только Вы можете нам помочь», нередки и апелляции типа: «Вы справились с таким трудным ребенком наших знакомых, что, конечно же, не можете не помочь нам».
И в этих случаях поведение психолога зависит от того, возможна и показана ли комплексная психологическая коррекция. Если по тем или иным причинам данную семью не следует включать в работу (невропатии или психические заболевания детей, психический статус родителей и проч.), следует предложить помощь в другом виде, разъяснив, что включение родителей и ребенка в группу не только не поможет, но и может оказаться вредным, вызвать ухудшение состояния.
Если же данной семье показана психокоррекционная работа, следует придерживаться иной стратегии, связанной с поведением родителей. Поведение такого «подкупающего» типа диктуется установкой полного перенесения ответственности на психолога или психологический метод. Опыт показывает, что именно с такими родителями психокоррекционная работа особенно трудна. Поэтому основной формой поведения психолога в этих случаях следует считать постоянное подчеркивание ответственности самих обратившихся за эффективный результат психокоррекционной работы. Здесь вполне уместна стратегия, которая может быть описана формулой: «Докажите, что Вы действительно сможете активно и самостоятельно работать над своими проблемами». Психологу необходимо быть твердым и последовательным в организационных вопросах, четко следить за соблюдением времени встреч, фиксировать всевозможные нарушения дисциплины (опоздания, перенос встреч, невыполнение инструкций и т. д.). Все инструкции, которые сообщаются родителям (например, необходимость знакомства с другими членами семьи), подаются как проверка готовности к психокоррекционной работе.
Поиск психологической помощи
Наибольшее число родителей приходят в консультацию, когда исчерпали собственные возможности. Они не всегда ориентированы в мотивах, которыми руководствовались при обращении в консультацию, они искренне озабочены состоянием ребенка и своей семейной жизнью. Напряженное ожидание встречи с психологом делает для них особенно трудным этот первый разговор. Он может начаться затяжным молчанием, неконтролируемыми двигательными знаками, напряженной посадкой в кресле, слезами буквально с первого же произнесенного слова, иногда попыткой снять эмоциональное напряжение, например, заявлением: «Сама не знаю, зачем я к Вам пришла, только время у людей отнимаю». Опыт показывает, что именно за таким поведением во время первой встречи скрывается истинная готовность кглубокой психологической работе. Приход в консультацию определяется безуспешностью самостоятельной работы по осознанию сложившейся ситуации, причин неблагополучия в развитии ребенка. Обращение за помощью — выход из заострившегося внутрисемейного кризиса. В первых встречах с такими людьми необходимо в максимальной степени обеспечить психологически комфортную обстановку, строить свое поведение так, чтобы включение обратившегося или обратившихся за психологической помощью родителей (часто именно данная часть обследуемых на первую же встречу приходят вместе) в диагностическую работу привело к некоторому снижению эмоционального напряжения. Здесь неуместны поспешные подбадривания, успокоения, не следует спешить и с внушением чувства уверенности. Наиболее показано здесь последовательно добиваться расслабляющего и облегчающего эффекта. Это может быть с успехом достигнуто внимательным выслушиванием, эмоциональной поддержкой без слов, на уровне невербальных сигналов, искренним выражением готовности психолога разобраться в мучающих людей вопросах и, если будет возможно, оказать необходимую помощь. Здесь можно с первой же встречи устанавливать принцип партнерства и равенства в работе, иногда бывает полезным сообщить о собственных трудностях, о том, что воспитание и семейная жизнь не такое простое дело и очень у многих людей возникают вполне оправданные и закономерные трудности. Обычно в работе с такими людьми удается добиться наибольшего эффекта, они с большой готовностью работают как на диагностическом, так и на психокоррекционном этапе.
§ 2. ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Основная причина обращения в консультацию — наличие явлений дезадаптации в поведении детей. Этот факт находил отражение непосредственно в жалобах родителей, в их описаниях трудностей в поведении детей. Явления дезадаптации становились осознанным, побудительным мотивом обращения за психологической помощью.
Классификация проявлений дезадаптации у детей выглядит следующим образом (см. табл. 2).