Требование включения в группу

Многие родители обращаются в консультацию, уже кое-что зная о формах и методах работы. Они подчеркивают готовность заниматься, демонстрируют свою осведомленность в психологических методах, свое уважение к психологам. Нередко родители строят свое поведение по типу своеобразного «психо­логического подкупа». Некоторые подчеркивают тя­жесть семейной проблемы, другие акцентируют идею о том, что «только Вы можете нам помочь», нередки и апелляции типа: «Вы справились с таким трудным ребенком наших знакомых, что, конечно же, не мо­жете не помочь нам».

И в этих случаях поведение психолога зависит от того, возможна и показана ли комплексная пси­хологическая коррекция. Если по тем или иным причинам данную семью не следует включать в ра­боту (невропатии или психические заболевания де­тей, психический статус родителей и проч.), следует предложить помощь в другом виде, разъяснив, что включение родителей и ребенка в группу не только не поможет, но и может оказаться вредным, вызвать ухудшение состояния.

Если же данной семье показана психокоррекционная работа, следует придерживаться иной стратегии, связанной с поведением родителей. Поведение такого «подкупающего» типа диктуется установкой полного перенесения ответственности на психолога или психо­логический метод. Опыт показывает, что именно с та­кими родителями психокоррекционная работа осо­бенно трудна. Поэтому основной формой поведения психолога в этих случаях следует считать постоянное подчеркивание ответственности самих обратившихся за эффективный результат психокоррекционной рабо­ты. Здесь вполне уместна стратегия, которая может быть описана формулой: «Докажите, что Вы действи­тельно сможете активно и самостоятельно работать над своими проблемами». Психологу необходимо быть твердым и последовательным в организацион­ных вопросах, четко следить за соблюдением времени встреч, фиксировать всевозможные нарушения дис­циплины (опоздания, перенос встреч, невыполнение инструкций и т. д.). Все инструкции, которые сооб­щаются родителям (например, необходимость зна­комства с другими членами семьи), подаются как проверка готовности к психокоррекционной работе.

Поиск психологической помощи

Наибольшее число родителей приходят в консуль­тацию, когда исчерпали собственные возможности. Они не всегда ориентированы в мотивах, которыми руководствовались при обращении в консультацию, они искренне озабочены состоянием ребенка и своей семейной жизнью. Напряженное ожидание встречи с психологом делает для них особенно трудным этот первый разговор. Он может начаться затяжным молчанием, неконтролируемыми двигательными зна­ками, напряженной посадкой в кресле, слезами бук­вально с первого же произнесенного слова, иногда попыткой снять эмоциональное напряжение, напри­мер, заявлением: «Сама не знаю, зачем я к Вам пришла, только время у людей отнимаю». Опыт по­казывает, что именно за таким поведением во время первой встречи скрывается истинная готовность кглубокой психологической работе. Приход в кон­сультацию определяется безуспешностью самостоя­тельной работы по осознанию сложившейся ситуа­ции, причин неблагополучия в развитии ребенка. Обращение за помощью — выход из заострившегося внутрисемейного кризиса. В первых встречах с таки­ми людьми необходимо в максимальной степени обеспечить психологически комфортную обстановку, строить свое поведение так, чтобы включение обра­тившегося или обратившихся за психологической помощью родителей (часто именно данная часть об­следуемых на первую же встречу приходят вместе) в диагностическую работу привело к некоторому снижению эмоционального напряжения. Здесь не­уместны поспешные подбадривания, успокоения, не следует спешить и с внушением чувства уверенности. Наиболее показано здесь последовательно добиваться расслабляющего и облегчающего эффекта. Это может быть с успехом достигнуто внимательным выслушиванием, эмоциональной поддержкой без слов, на уровне невербальных сигналов, искренним выражением готовности психолога разобраться в му­чающих людей вопросах и, если будет возможно, оказать необходимую помощь. Здесь можно с первой же встречи устанавливать принцип партнерства и равенства в работе, иногда бывает полезным сооб­щить о собственных трудностях, о том, что воспита­ние и семейная жизнь не такое простое дело и очень у многих людей возникают вполне оправданные и закономерные трудности. Обычно в работе с такими людьми удается добиться наибольшего эффекта, они с большой готовностью работают как на диагности­ческом, так и на психокоррекционном этапе.

 

§ 2. ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Основная причина обращения в консультацию — наличие явлений дезадаптации в поведении детей. Этот факт находил отражение непосредственно в жа­лобах родителей, в их описаниях трудностей в пове­дении детей. Явления дезадаптации становились осо­знанным, побудительным мотивом обращения за пси­хологической помощью.

Классификация проявлений дезадаптации у детей выглядит следующим образом (см. табл. 2).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: