Установление контакта
На первых встречах с лицами, обратившимися в консультацию по поводу поведения детей, решается в основном задача отбора группы для дальнейшей коррекционной работы. Поскольку правильный отбор — залог эффективной работы, психологу необходимо соблюдать целый ряд правил. Прежде всего, необходимо с первой же встречи установить верный контакт с родителями.
Этот контакт необходим для того, чтобы родители активно включались в психодиагностическую работу, предшествующую психокоррекции, и, что очень важно, сформировали правильную установку на самостоятельную психологическую работу.
Существует точка зрения, что контакт и диагностика на первой встрече дают психологу исчерпывающую информацию не только об индивидуальном облике обратившихся, но даже о внутренних причинах психологической трудности в семье и что материал первой встречи создает условия для точного формулирования коррекционной программы.
Мы далеки от такой позиции — наоборот, наш опыт показывает, что дальнейшая диагностика, а также сама коррекционная работа дают основания для все более углубленного понимания проблем семьи и только на этой основе можно строить и впроцессе самой работы уточнять коррекционные программы. Вместе с тем нельзя не отметить, что контакт во время первых встреч, а также диагностика в самом начале работы необходимы, прежде всего, для разграничения «ситуативных» состояний и «хронически действующих» факторов, вызывающих трудности, как у детей, так и у родителей.
|
|
Независимо от индивидуальных особенностей обратившихся, Их пола, возраста, характера проблем психолог строит контакт на основе внимательного выслушивания, неторопливости, отказа от поспешных оценок, от дачи советов и при всемерной эмоциональной поддержке. Здесь должна соблюдаться необходимая мера эмоциональной нейтральности и эмоциональной вовлеченности, которые содействуют максимально свободному, доверительному самораскрытию человека. Вместе с тем пестрота и разнообразие поведения людей, обратившихся за психологической помощью, неоднозначность, а порой противоречивость мотивов обращения в консультацию заставляют психолога использовать разнообразные стратегии в построении контакта в ходе первых встреч (речь идет о 3—4 встречах). Рассмотрим варианты стратегии поведения обратившихся и соответственно стратегии поведения психолога при установлении контакта на диагностическом этапе работы.
Требование совета по воспитанию ребенка
Обычно после довольно продолжительного рассказа о поведении ребенка, о трудностях, с которыми столкнулись родители, следует запрос: «Дайте совет, как поступать». В этом случае необходимо разъяснить, что подобные советы могут быть даны лишь после достаточно продолжительного изучения как ребенка, так и семейных отношений в целом. Поэтому необходимо на следующей встрече заняться изучением ребенка, а также познакомиться с обоими родителями (если в консультацию обратился один из родителей). Следует объяснить, что такой предварительный этап знакомства займет 3—4 встречи и что вдальнейшем вопрос о том, как и чем можно помочь, будет повторно обсужден. Если диагностика семьи приводит психолога к выводу, что с данной семьей может быть осуществлена комплексная психологическая коррекция, необходимо дать родителям разъяснения о том, что совет в данном случае мало чем может помочь ребенку, и объяснить организацию и условия работы в процессе психокоррекции, предложив принять окончательное решение, после того когда Родители посетят специальное родительское собрание. Необходимо подчеркнуть, что при запросе «Дайте совет по воспитанию» особое значение имеет способность психолога к установлению контакта с ребенком в процессе диагностики. Когда в присутствии родителей ребенок, работая с психологом, оживлен, радостен, когда он просит, чтобы его обязательно привели повторно, — это становится наиболее убедительным аргументом для родителей в пользу участия в дальнейшей диагностической и психокоррекционной работе.
|
|