Основные принципы психологической коррекции в игре

Прежде чем перейти к описанию методики, сле­дует сказать о некоторых общих принципах рассмат­риваемого варианта игровой коррекции.

а) Специфичность обстановки. Ребенок попадает в несколько необычную для него обстановку, хотя занятия проводятся в типичной комнате для игр, где имеется набор знакомых детям игрушек, стол, стулья, краски, пластилин, бумага, карандаши, коврики. Не­обычность состоит в том, что все это поступает в полное и безоговорочное распоряжение ребенка. Он может играть с любыми игрушками или не играть вообще, брать любые, заинтересовавшие его вещи, не испытывая никаких ограничений. Выбор за ребен­ком, отсутствуют нормативы, инициатива принадле­жит ребенку.

б) Специфичность контакта. Чтобы включить в действие механизм перестройки поведения, прежде всего, следует изменить условия, т. е. вывести ребенка из той среды, в которой у него появились нежела­тельные формы поведения. Это разрушает старые, больше не оправдывающие себя стереотипы поведе­ния и ставит перед ребенком необходимость поиска новых способов реагирования. Ребенок попадает в совершенно новую ситуацию: меняется отношение к нему со стороны взрослого; никто его не поучает, не оценивает, не делает запрещений, ребенку предо­ставляется полная свобода выбора. Он попадает в ситуацию, в которой не действуют старые нормы жизни, ребенок получает свободу вести себя так, как он может и хочет.

в) Безоговорочная симпатия и участие к ребенку. Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрыться, «выплеснуть» наружу свои внутренние, глубоко личные проблемы. Ребенку не­обходимы эмоциональное тепло и поддержка, кото­рые являются важнейшим условием успешной работы. Этому служат различные средства невербальной коммуникации: улыбка, поглаживание, физический контакт, постоянное внимание ко всем аффективным проявлениям ребенка.

г) Минимальное количество ограничений. Ребенку предоставляется максимальная свобода действий. Ограничений крайне мало: строго регламентированное время продолжения игрового занятия, запрещение покидать пределы игровой комнаты до конца за­нятия, запрещение физических воздействий в тяже­лой форме. Кроме того, не разрешается уносить с собой какие-либо игрушки из игровой комнаты. Не­обходимо также воздерживаться от нормативной оценки ребенка, как положительной, так и негатив­ной в какой бы то ни было форме.

д) Активность самого ребенка. Одного лишь из­менения условий недостаточно для получения ожи­даемого эффекта психологической коррекции. Необходимо целенаправленное воздействие психолога-корректора. Ни в коем случае недопустимы ни навязчи­вая помощь, ни назойливое внимание, ни грубое принуждение. Нужно побуждать внутренние силы ребен­ка, подчеркивать его самостоятельность и умение са­мому справляться со стоящими перед ним пробле­мами. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с проявлениями активности, но необходимо всячески поощрять любое спонтанное проявление активности. Опора на все сильное, позитивное в личности ребен­ка — важнейшее условие психологической коррек­ции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: