Тема. Способы размножения организмов. Оплодотворение.
Цель:
Обобщить знания о размножении в органическом мире, особенностях бесполого и полового размножения, сравнить их и выявить преимущества полового.
Развить интеллектуальные способности, навыки самообразования, интерес к биологическим знаниям, умения работать в группах малого состава.
Формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство ответственности за учебные успехи.
Тип урока: закрепление знаний
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
На сегодняшнем уроке мы закрепим свои знания об особенностях и формах размножения в органическом мире. И начнём мы его с повторения основных процессов лежащих в размножении организмов.
Актуализация опорных знаний.
- Нужно рассказать о том, что такое митоз, охарактеризовать его фазы и в чём его биологическое значение?
/отвечают 2 ученика, задают дополнительные вопросы сами ученики, оценить ответ/
- Теперь вспомним что такое мейоз, его фазы и его биологическое значение
|
|
/отвечают 2 ученика, задаются им дополнительные вопросы, оценить ответ/
В дальнейшем свою работу будете оценивать самостоятельно, по ходу урока выставляйте баллы за каждое задание и в конце урока каждый из вас получит оценку.
Работа по теме урока
Задание в группах
Получите карточки с вопросами, внимательно прочитайте их, обсудите. Запишите номера вопросов, а против них правильные ответы.
- Вам необходимо вспомнить, что происходит с генетическим материалом в мейозе и митозе и распределить события в соответствии с фазами:
А)События
Фазы митоза | |
1.Синтез белков и удвоение хромосом. | а) Профаза |
2. Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления | б) Метафаза |
3. Образование новых ядер | в) Анафаза |
4. Расхождение хромосом к полюсам | г) Телофаза |
5. Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны | д) Интерфаза |
Ответ: 1-д, 2-б, 3-г, 4-в, 5-а.
События
Фазы мейоза | |
1. перекомбинация генетического материала? | Профаза 1, Анафаза 1, Анафаза 2 |
2. количество хромосом и ДНК равно 2п4с | Профаза 1,Метафаза 1, Анафаза 1 |
3. количество хромосом и ДНК равно 1п2с | Телофаза 1, Профаза 2, Метафаза 2 |
4. /1п2с/ | Набор хромосом и ДНК в конце 1-го деления |
5. /1п1с/ | Набор хромосом и ДНК в конце 2-го деления |
6. когда происходит конъюгация и кроссинговер | Профаза 1 |
Бесполое размножение | Половое размножение |
широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Для бесполого размножения характерны следующие особенности: При бесполом размножении принимает участие только одна особь; Осуществляется без участия половых клеток; В основе размножения лежит митоз; Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями. | это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть в результате оплодотворения. Характерными особенностями полового размножения являются: В размножении принимают участие, как правило, 2 особи. Происходит с образованием гамет. |
Преимущество – быстрое увеличение численности. | Преимущество: потомки генетически отличаются друг от друга и от родителей. Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды. |
Недостаток? Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде. | Недостаток: риск остаться без потомства. |
“ Оплодотворение - процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающееся объединением их генетического материала ”
|
|
Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что, восстанавливается диплоидный набор хромосом и поддерживается генетическое многообразие организмов, которое служит материалом для естественного отбора и эволюции вида.
Виды оплодотворения:
- Перекрестное.
- Самооплодотворение (гермафродитизм).
- Типы оплодотворения:
- Наружное (вне организма).
- Внутреннее (в половых путях самки).
- Вспомните, для каких организмов характерно наружное оплодотворение, а для каких внутреннее? (наружное - рыбы, земноводные; внутреннее - пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Этапы оплодотворения (ученики записывают в тетради).
Процесс оплодотворения состоит из нескольких э тапов.
1 этап. Проникновение сперматозоидов в яйцеклетку.
2 этап. Слияние гаплоидных ядер обеих гамет, в результате чего образуется зигота.
3 этап. Активизация зиготы к дроблению и дальнейшему развитию
Признак для сравнения | Женская половая клетка | Мужская половая клетка |
Название | Яйцеклетка | Сперматозоид |
Строение | Крупная (от 0,1 мм до нескольких десятков см) клетка, округлой формы, с достаточным запасом питательных веществ в виде желтка | Мелкие, подвижные (реже неподвижные) клетки (4,5- 5,5 мкм) |
Рисунок | Выполняется рисунок с надписями: Головка Шейка Хвост | |
Тип гаметогенеза | Оогенез | Сперматогенез |
Результат гаметогенеза | Из 1 материнской клетки образуется 1 яйцеклетка | Из 1 материнской клетки образуются 4 сперматозоида |
Где формируются | В яичниках | В семенниках |
Закрепление изученного.
Известно, что во всех клетках человека, кроме половых, имеется по 46 хромосом. В зародыше человека, который развивается после слияния двух половых клеток, хромосом тоже 46, а не 92. Почему?
Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды? Докажите
Какая форма полового размножения многоклеточных организмов исторически более древняя? Её особенности, представители. Доминирует ли она сейчас?
У рыжей кошки родилось четыре котёнка, среди них только один рыжий, а остальные пёстрые. Почему котята, родившиеся от одной матери, имеют разный окрас?
Вывод:
Бесполое размножение характеризуется тем, что новая особь развивается не из половых, а из соматических клеток, тем самым, обеспечивая однородность потомства. А новый организм образуется в результате слияния половых клеток-гамет. В результате, каждая особь обладает уникальным генотипом, позволяющим приспособиться к различным условиям среды и возникает разнообразие организмов. Этим и объясняется преимущество полового размножения
6. Итог урока. Домашнее задание. Параграф 25 стр.119-120 выполнить тестовые задания
|
|