I Общая характеристика физиологии как науки
Физиология в ряду биологических, педагогических, психологических и медицинских дисциплин занимает особое место. Наряду с другими медико-биологическими науками, и в первую очередь анатомией, цитологией, биологией, биохимией и другими медицинскими дисциплинами, физиологии принадлежит ведущая роль в понимании частных и общих закономерностей жизнедеятельности человека и животных.
Нормальная физиология — теоретическая основа здравоохранения
Нормальная физиология основной своей задачей ставит изучение функций практически здорового человека, особенно — механизмов его устойчивости к действию различных экстремальных факторов.
Такими факторами являются чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки, солнечная радиация, электромагнитные поля, многочисленные факторы техногенного загрязнения окружающей человека среды и т.д.
Внимание врачей веками приковано, в первую очередь, к организму больного человека. Однако главная задача здравоохранения состоит в том, чтобы не дать здоровому человеку, несмотря на тысячи самых разных причин, заболеть, т.е. создать такие условия, чтобы человек в самых разнообразных социальных, экологических и бытовых условиях оставался здоровым. В этом заключается профилактическая направленность медицины, и нормальной физиологии в этом принадлежит первостепенная роль. Специалисты осознали, что понять механизмы здоровья человека можно только на основе научного знания.
|
|
В настоящее время практически общепризнано (это относится и к позиции Всемирной организации здравоохранения), что приоритетным направлением современной медицины должно быть сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение различных патологических состояний, а не вкладывание средств в лечение уже сложившихся заболеваний, что более оправдано и в медицинском, и в экономическом плане.
Чем лучше будут познаны механизмы здоровья, тем эффективнее будет здравоохранение. Из этого следует, что нормальная физиология является научной теоретической основой здравоохранения.
Особенности нормальной физиологии как науки
Социальная направленность. Отечественная нормальная физиология направлена не только на понимание функций человека, но и на научное решение острых социальных проблем.
Начиная с С. Г. Зыбелина, основоположника отечественной физиологии, выдающиеся русские физиологи (С. Я. Мудров, А. М. Фи- ломафитский, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский, И. П. Павлов, В. Я. Данилевский, М. Н. Шатерников, Л. А. Орбели, К. М. Быков, И. П. Разенков, П. К. Анохин и др.) всегда стремились применить физиологические знания для понимания закономерностей связи организма со средой обитания и общественным развитием.
|
|
Интегративная сущность. Отечественная физиология в отличие от аналитической физиологии Запада всегда стремилась понять закономерности деятельности целого организма, его теснейших взаимосвязей с окружающей, и в первую очередь социальной, средой. В этом плане отечественная физиология всегда выступала и выступает в тесном союзе с философией. Выдающиеся отечественные физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин и другие крупные ее представители в объяснении физиологических закономерностей поднимались до философских обобщений.
Новый этап физиологической науки связан с развитием системного подхода к пониманию явлений природы и закономерностей развития общества, что заставило изучать отдельные физиологические процессы в их тесной связи с другими сторонами жизнедеятельности и с целым организмом. Системный подход в области физиологии нашел отражение, в частности, в теории функциональных систем (П. К. Анохин).
Логическое мышление. В отличие от ряда морфологических дисциплин в физиологии широко применяется логическое мышление. Физиология требует умения формулировать задачи исследования, логически и экспериментально их разрешать и сопоставлять различные научные факты. Логическое мышление требует также точных формулировок физиологических закономерностей, умения выразить мысль в виде графика или рисунка.
Физиология — наука экспериментальная. В физиологии применяются как острые, так и хронические гуманно организованные опыты на животных. Научное знание приобретается также при проведении дозволенных исследований на людях.
Объект физиологического исследования. Объектом физиологических исследований является живой организм различного уровня организации: от простейших до человека.
Определение физиологии как науки. Физиология — часть естественнонаучного знания, направленного на понимание механизмов различных проявлений жизнедеятельности на молекулярном, органном и системном уровнях.
На основе изучения частных процессов и механизмов физиология строит системную динамику работы целого организма в его неразрывной связи с окружающей средой.
Глава 1
Основы жизнедеятельности
В отличие от неорганического мира живые организмы в процессе эволюционного развития воплотили в себе ряд качественно новых свойств.
1.1. ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
«Вписанность» живого в пространственно-временной континуум окружающего мира. Земля как планета сформировалась около 4,5 млрд лет тому назад. Живые организмы в их самой примитивной форме возникли около 0,5—1 млрд лет назад. Следовательно, неживые организмы «строили окружающую среду» по своему желанию, а наоборот, они были вынуждены «вписаться» в окружающие их явления неорганического мира — и не только «вписаться», но и отразить эти явления в своей организации (П. К. Анохин). Живые существа «вписались» в закон всемирного тяготения и отразили его в своей деятельности: они «вписались» в газовую среду, окружающую температуру, электромагнитный фон и т.д.
Эпизодические и периодические события окружающего мира и их отражение в деятельности живых существ. Среда, в которую «вписались» живые организмы, представляет собой пространственно-временной континуум событий (А. Эйнштейн). Это значит, что все явления на Земле тесно связаны во времени и пространстве. Это не хаос событий, а их информационная организация. Организация
явлений физического мира определяется, прежде всего, расположением планет солнечной системы, и в первую очередь — взаиморасположением Земли и Солнца. В пространственно-временном континууме окружающего мира есть явления эпизодические, например: атмосферные осадки, наводнения, землетрясения и т.д. Наряду с этим имеются явления, периодически повторяющиеся с регулярным ритмом. Это — смена времен года, приливы и отливы океанов и т.д.
|
|
Живые существа отразили в своей организации как эпизодические, так и повторяющиеся явления окружающего их мира. Особенно важными для жизнедеятельности оказались воздействия, периодически повторяющиеся на протяжении жизни одного поколения.
Изоляция живых существ. Живые существа не только «вписались» в пространственно-временной континуум внешнего мира, но и изолировали себя от неживой природы.
Изоляция осуществляется универсальным способом с помощью фосфолипидных мембран. Характерно, что мембраны различных клеток — оболочки яйцеклетки морского ежа и нервных клеток — по строению почти одинаковы. Мембраны позволили живым организмам противопоставить себя водной среде, в которой они первично возникли, активно воздействовать на окружающую их среду и совершенствоваться в своей организации. Изоляция создала предпосылки для формирования субъектов.
Раздражители. На мембраны воздействуют различные факторы внешней среды, которые получили название «раздражители». Раздражители подразделяются на: а) физические — механические, температурные, электрические и т.п.; б) химические — кислоты, щелочи, соли, гормоны, медиаторы и др.; в) физико-химические — изменение осмотического давления, реакции среды, ионного состава и др.; г) биологические— бактерии, вирусы и др.; д) информационные — несущие, наряду с физическими и химическими свойствами, определенную информацию, обусловленную взаимодействием живых существ и происходящих в них физиологических процессов. Это разнообразные эмоциональные состояния, сигналы призывов и опасности у животных, речь человека и т.д.
Раздражимость. Раздражимость — способность живых существ отвечать на действие раздражителей изменением своих протоплазматических свойств, и в первую очередь — структуры составляющих
|
|
их плазматических мембран. Раздражимость бывает двух видов: неспецифическая и избирательная.
Неспецифическая (триггерная) раздражимость обусловлена внутренними процессами, происходящими под влиянием внешних раздражителей в самом живом объекте, в первую очередь в его мембранах. Этот процесс напоминает процесс спуска курка ружья (от англ. trigger— курок).
Раздражитель постепенно, как спусковая скоба у ружья при нажатии на нее, доводит молекулярные изменения в мембране до критического уровня, при котором мембрана резко изменяет свои протоплазматические свойства, свою чувствительность к внешним воздействиям и порождает специфический ответ живого организма.
Раздражимость этого типа является неспецифической, поскольку для возбуждения живых объектов не имеет значения качество раздражителя — важно, чтобы раздражитель довел мембрану до критического уровня.
Избирательная (специфическая) раздражимость проявляется преимущественно по отношению к действию химических, и в частности лекарственных, веществ. Показано, что в отдельных участках мембраны клеток находятся рецепторные зоны — специальные белковые молекулы, наиболее чувствительные к действию определенных химических веществ, с которыми они вступают во взаимодействие по принципу «ключ — замок». Эти структуры получили название «молекулярные рецепторы». Химические вещества — лиганды, специфически взаимодействуя с чувствительными рецепторами, поступают затем внутрь протоплазмы и изменяют ее свойства. Избирательная раздражимость связана также с диаметром белковых ионных каналов мембран, через которые могут проникать молекулы только определенного размера.
Раздражимость в эволюции живых существ явилась первичным проявлением у них субъективного отношения к своим потребностям и действию факторов внешней среды, трансформировавшаяся впоследствии у животных и человека в эмоциональные ощущения и процессы сознания.
Память. Универсальным свойством живых объектов является память, т.е. способность фиксировать молекулярные изменения, вызванные тем или иным раздражителем, и извлекать эти состояния при определенных условиях.
Свойство памяти наиболее отчетливо проявляется по отношению к повторно действующим раздражителям. Однако запоминаются и единичные сильные воздействия, особенно вызывающие у живых существ эмоциональные реакции. Характерно, что механизмы памяти принципиально одинаковы у живых существ различного уровня организации. Они связаны с функционированием универсального генетического аппарата (см. разд. 8.6).
Опережающее отражение действительности. Общим свойством живых объектов является способность к опережающему отражению окружающих событий (П. К. Анохин). Это свойство живых существ тесно связано с сигнальным значением условных раздражителей, открытых И. П. Павловым.
Опережающее отражение действительности имеет отношение, прежде всего, к периодически повторяющимся воздействиям на живые организмы (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Этапы формирования живым организмом опережающего отражения последовательно повторяющихся событий окружающего мира:
А, Б, В, Г— события внешнего мира; а, б, в, г— состояния организма, отражающие соответствующие воздействия событий внешнего мира
На верхней схеме показано, что каждое последующее воздействие внешней среды (А, Б, В, Г) оставляет в живом организме соответствующие молекулярные изменения (а, б, в, г). Средняя схема демонстрирует, что при многократных повторяющихся воздействи
ях молекулярные изменения в организме с помощью быстродействующих энзиматических процессов связываются в химический континуум. Благодаря этому, как показывает нижний рисунок, при очередном действии внешнего раздражителя А быстро осуществляется вся последовательная цепь состояний а, б, в, г, те. формируется опережающая реакция.
1.2. ВОЗБУДИМОСТЬ
Возбудимость — свойство клеток и тканей организма отвечать на действие раздражителей процессом возбуждения. Свойства возбудимости установлены у нервной, мышечной и секреторной ткани.
Мера возбудимости. Возбудимость ткани характеризуют:
• величина порога раздражения;
• продолжительность латентного периода раздражения;
• хронаксия;
• функциональная лабильность;
• аккомодация.